Из США с проектами,

или Как студенты-экологи прошли необычную стажировку

Представьте маршрут: Нью-Йорк — Штат Нью-Хемпшир — штат Вермонт — Вашингтон — Нью-Йорк. Добавьте к этому образовательную программу в Дартмутском колледже (входящем, кстати, в Лигу Плюща), посещение крупных заводов, экскурсии, проживание в американских семьях. Умножьте это на четыре недели. Сложилась картинка? Так вот: трое студентов Института экологии и географии СФУ стали участниками программы Russia Youth Environmental Program и весь этот маршрут испытали на себе. Беседуем с одним из них — Дмитрием ЗЛОБИНЫМ. Кстати, вернулись ребята не только с яркими впечатлениями о поездке, но и с экологическими проектами, которые уже начали реализовывать.

Эта история, как и десятки других рассказов о выигранных конкурсах, стажировках, грантах, начинается с фразы: «Я увидел объявление в соцсетях и сначала не отнёсся к нему серьёзно…».

— Дмитрий, а сложно было пройти отбор?

— На заполнение анкеты у меня ушло пять часов, ведь нужно было убедительно ответить на длинный список каверзных вопросов, да ещё и на английском языке. Следующий этап — собеседование с представителями посольства США. Всего было отобрано 40 студентов со всей России, но очень приятно, что среди них посчастливилось быть и нам: мне, Диане ЛИСЕНКОВОЙ, Евгении КОНОВАЛЕНКО.

— Что больше всего понравилось в поездке? Чем запомнились США?

— Сразу скажу: я патриот. Поэтому в отличие от других участников не бросился узнавать, как получить Green Card, и не стал мечтать о переезде. Нью-Йорк — очень большой и очень шумный, но в сердце этих каменных джунглей — прекрасный Центральный парк. Для меня как для эколога это удивительное место! Чтобы пройти парк из конца в конец, мне понадобился 1 час в очень быстром темпе. Потрясающим могу назвать и Манхэттенский мост. И сильное впечатление оставили фонтаны на месте башен-близнецов: струйки воды текут бесконечно, символизируя жизни погибших. Ещё мы побывали в Вашингтоне — город очень зелёный, с интереснейшими музеями. Вермонт запомнится потрясающей природой, а Нью-Хемпшир — это, в первую очередь, колледж.

— Вы посетили несколько предприятий по переработке мусора. Россия в этом отношении сильно отстаёт от США?

— В домах американцев реализуется раздельный сбор отходов. У каждого дома три контейнера: то, что не поддаётся переработке, что переработке поддаётся (пластик, стекло, бумагу бросают в один контейнер, разделяют их на мусоросортировочном заводе), и компост — то, что можно органически переработать.

С мусоросортировочными заводами я был знаком ещё до поездки, есть они и в Красноярске. Было интересно посетить такой завод в США, но отличий от подобных российских предприятий не так уж много. Переработке у них поддаётся не весь спектр отходов, вместе с компостом это не превышает 50%. Если сравнивать США и Швецию, где перерабатывается 99% отходов, то Штатам тоже есть куда расти. Мы, конечно, от них отстаём, но говорить, что они для нас безусловный пример, нельзя.

Ещё мы посетили завод по производству компоста. На подобных заводах в России я не был, но у нас эту технологию реализуют люди, у которых есть дача — речь, конечно, о компостной яме. Разница только в масштабах. На заводе в США собирают отходы со всего штата, из них после перегнивания получается компост, который продаётся для использования в качестве удобрений. Любопытно было посмотреть путь от содержимого мусорного контейнера до готового продукта.

— А что касается сельского хозяйства? Были интересные открытия?

— В Вермонте нас познакомили с органическими фермами. По факту — это те же наши российские дачи, только больше. Было забавно, когда мы рассказывали, что в России такие фермы есть почти в каждой семье. Для них это был шок: как этим можно заниматься, если ты не фермер? Зато, например, удивили нас поливом растений на одной из ферм. Активный полив примерно месяц, а потом растения особо не поливают, лишь изредка. Когда мы рассказали, что на дачах поливаем растения каждую неделю, для них это тоже было странно.

— В программе стажировки была и образовательная часть. Что нового удалось узнать?

— Возможно, потому что в нашей группе были не только студенты, изучающие естественные науки, программу для нас решили сделать усреднённой — базовые знания об экологии. Нового для нас ничего не было. Зато интересной частью программы стала разработка проектов.

Наша группа студентов из СФУ оказалась самой опытной в реализации проектов, поэтому идей у нас было больше всех. Мы предложили три проекта, сейчас как раз активно работаем над их воплощением в жизнь уже здесь, в Красноярске. А ещё несомненный плюс стажировки – это возможность улучшить свой английский. Я, конечно, не убрал русский акцент, но стал свободнее общаться, перестал бояться совершить ошибку и научился думать по-английски во время разговора.

— А что за проекты — расскажи подробнее.

— Все они разной направленности. Первый — профориентационные выезды в школы города Красноярска. Сегодня очень остро стоит проблема нехватки квалифицированных экологических кадров. Для того чтобы талантливые ребята выбирали профессию эколог и оставались в нашем городе, их нужно заинтересовать, рассказать о профессии, успешных выпускниках. Этим и займёмся. Мы планируем не только проводить беседы, но и различные игры, организовывать решение кейсов по теме экологии. Кстати, у других российских команд тоже были проекты, связанные с просвещением школьников, а ещё один был посвящён краеведению.

Второй проект — система раздельного сбора отходов в нашем университете. При поддержке директора ИЭиГ Руслана Аглямовича ШАРАФУТДИНОВА мы готовим документацию, составляем смету, обзваниваем компании, которые были бы готовы забирать у нас разделённые отходы. Мы рады, что в кампусе, наконец, установлены три бака для раздельного сбора отходов. Планируем двигаться дальше и расширять спектр сбора отходов.

Третий проект выходит за рамки университета, но, я считаю, он наиболее серьёзный. Это организация школы общественных экологических инспекторов. Наша цель — сформировать культуру общественного экологического контроля, чтобы люди умели определять, какое именно правонарушение допущено, знали, куда обратиться, какие действия предпринять. Надеюсь, что занятия в школе начнутся для всех желающих уже в ноябре. Сейчас готовы положения о школе, недавно у нас состоялась встреча с министром экологии и рационального природопользования Красноярского края Владимиром Анатольевичем ЧАСОВИТИНЫМ, и он поддержал наш проект.

— Проекты родились именно благодаря стажировке в США?

— В голове они были давно. Скорее, поездка стала для нас системой контроля. Всех участников стажировки соберут в Москве в конце декабря, чтобы мы отчитались о ходе реализации наших проектов. И это дополнительный стимул, который заставляет действовать.

— Ну и напоследок. У себя дома раздельный сбор отходов применяете?

— Да, стараюсь. Во всяком случае, не бросаю в мусорное ведро бумагу (обычно за полгода накапливалось приличное количество, сдавал в «Green Project»), не выбрасываю батарейки – сдаю в пункты утилизации. Стеклянные банки тоже храню для повторного использования. А ещё отдельно собираю использованную фольгу, но пока не набрал достаточно, чтобы можно было отдать на переработку.

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы