5 вопросов ректору

Исполняющим обязанности ректора Сибирского федерального университета назначен доктор биологических наук, профессор В.И. КОЛМАКОВ.

До этого Владимир Иннокентьевич занимал должность проректора-директора Института физической культуры, спорта и туризма. В разные годы выполнял обязанности первого проректора, курировал развитие науки и учебной деятельности, спорта и подготовку к Универсиаде-2019.

Сейчас и.о. ректора занимается формированием команды и обновлением программы развития, которая будет представлена Наблюдательному совету в начале декабря.

Мы планируем опубликовать большой разговор с В.И. Колмаковым в новогоднем выпуске газеты. А пока — лишь пять вопросов.

1. Планируете ли вы программное выступление перед коллективом?

— Конечно, планирую. Но не для декларации программы развития, а для общения с коллективами. Надо узнать, какими проблемами люди живут. Думаю, преподавателям это более важно. Первая встреча произойдёт в ближайшее время, начну с правого берега.


2. Ваше назначение совпало с празднованием 100-летнего юбилея Октябрьской революции. Видите ли вы в этом знак, диктующий революционные перемены?

— Революций я не люблю, считаю, нужно эволюционным путём развиваться. Хотя и эволюция предполагает периоды «скачков».

Оптимизация структуры будет, но связанная только с административным аппаратом и, может быть, переводом отдельных сервисных служб на аутсорсинг. Ведь передали мы в своё время большую часть уборки помещений клининговым компаниям — и всем стало проще. Но и это вопрос не первоочередных мер. Университет будет заниматься своими основными функциями: наука, образование, воспитательная работа, оздоровление студентов.


3. «Если бы я был ректором…» — когда-то в нашей газете была такая рубрика, где любой студент и преподаватель мог сказать, что он считает нужным изменить в вузе. Теперь вы — ректор. Что сделаете в первую очередь?

— Наверное, надо говорить не о частностях, а о масштабных задачах. Они в принципе такие же серьёзные, как и 11 лет назад, когда университет создавался. Тогда было важно объединить вузы, коллективы; сейчас не менее важные задачи — Проект 5-100, Универсиада. Но есть и разница. Тогда у нас были финансы, и немалые. Сейчас мы живём на текущем финансировании, и нужно найти ресурсы на осуществление первоочередных мер развития. У нас есть обязательства по доходам преподавателей, есть обязательства по Универсиаде, всё это связано с дополнительными расходами, которые важно обеспечить. Нам потребуется максимально сократить неэффективные расходы, увеличить доходы от научной деятельности. Ресурсная часть будет пока доминирующей, и поиск источников — сверхзадача. И ещё надо сделать университет привлекательным для талантливых студентов и преподавателей. Ведь из чего складывается университет? Эффективное управление — раз, ресурсы — два. Но главное — талантливые люди. Университет — вообще место концентрации талантливых людей, без этого никуда. Отсюда, пожалуй, четвёртое — средообразующая задача.

Что ещё необходимо сделать? Опереться во всех действиях на преподавателей. Если преподаватель не будет разделять цели и задачи университета по участию в Проекте 5-100, если не будет ежедневно думать и работать над этим — писать статьи, преподавать на качественно ином уровне, вступать в международные коллаборации, — тогда 5-100 останется управленчески-чиновничьим проектом, который на бумаге выглядит хорошо, а реально не работает. Надо сделать опору на преподавателей, профессоров, лидеров своих направлений, которых, кстати, очень немного. Где новые сидельниковы, сковородниковы, цихи? Их мало. Надо искать молодых.

4. Вы частично заменили корпус проректоров. Можете прокомментировать это решение?

— Безусловно, хочу поблагодарить тех, кто работал все предыдущие годы с полной отдачей. Но университет — живой организм, и на каждом этапе его развития требуется решать новые задачи, для чего и приходят новые люди.

Изменения произошли по основным направлениям — образовательная деятельность, наука, хозяйственная часть. На эти ключевые позиции пришли люди, которые, во-первых, всю жизнь связаны с университетом и доказали свой патриотизм. Во-вторых, своей предыдущей деятельностью сделали себе имя, доказали свой профессионализм. И сейчас, по моему мнению, выросли до того, чтобы возглавить направления.

5. Когда-то вы сказали, что ваша мечта — чтобы СФУ подарил миру нового Нобелевского лауреата. Как далеко мы ещё от этого?

— Мечта остаётся. А СФУ — это место, где мечты сбываются. Хорошая ведь мечта?..

Соб. инф.