Искусство объединяет даже одиноких

Что обычно студенты делают ночью? Смотрят фильмы, читают, спят или же готовятся к экзаменам. Но до сессии ещё есть время, поэтому почему бы не сходить ночью, допустим, в музей?

Такая возможность представилась всем неспящим во всех крупных городах России в ночь с 4 на 5 ноября. Наш миллионик тоже не стал исключением. Музейная ночь в нашем центре «Площадь Мира» проходила под названием «Одиночество и единство», что логично в связи с праздником Дня народного единства.

Как выясняется, ночь предлагает множество площадок и для одинокой медитации, и для коллективных мозговых штурмов. Ещё спускаясь в гардероб, боковым зрением вижу кинолекционный зал. У входа толпятся зрители, хотя свободные места есть. Здесь проходит финал поэтического слэма и разыгрывается право представлять нашу страну в Париже.

Открытое голосование: жюри табличками, как в КВН, выставляет оценки по 5-балльной системе. Люди смеются, хлопают, активно обсуждают. Поэты очень экспрессивны. Один из них, выступающий на сцене в дерзком стиле Маяковского, бросает смятый лист бумаги на пол и чётко, как выстрел, произносит: «Про любовь!»

Когда мы встречались,

я был дураком,

а ты была стервой.

Ухожу от тебя,

чеканя шаг.

Левой, левой.

Отправляюсь наверх. В комнате, организованной «Ньютон-парком» — темнота, светящиеся штуки. Чудо-стекло, направленное на, казалось бы, обычную белую стену. Подойдёшь к ней, а она оживает и превращается в аквариум с рыбками.

Идём ещё выше. Здесь довольно трудный для восприятия перформанс под названием «Поэзия рабочего удара». Актёры с фонариками на голове и сжатыми кулаками, в шахтёрской робе на фоне чёрно-белой кинохроники во весь голос выкрикивают советские лозунги. Нет, в столь поздний час надо что-то более умиротворяющее.

Куратор Музейной ночи Оксана БУДУЛАК: «Все наши выставки и проекты в этом году посвящены революции. И «Одиночество и единство» концептуально — это и есть революция. Для нас это философское понимание революции как одной маленькой вспышки, короткого мига, когда человек может почувствовать себя свободным. И ощутить единство со всеми теми, кто понимает, что такое одиночество. Например, хэдлайнер ночи группа АИГЕЛ строит песни на текстах судебного процесса, показывая тотальное одиночество гражданина в правовом государстве. Это драма надежд на свободу, которая оборачивается в человеческую трагедию».

Пожалуй, подойдёт читка пьесы «Однорукий из Спокана» от «Театра на крыше». Но начала ещё надо ждать, а пока я иду дальше.

Грех не зайти в маленькую комнатку с тёмными стенами, исписанную революционными слоганами и рисунками. Вещает мужчина средних лет в очках и чёрной кофте. Чем-то похож на Стива Джобса. Аудитория — бородатые пожилые мужчины в тёплых кофтах. Нет, не хипстеры. Докладчик говорит про зарождение радио. Показывает короткий видеофрагмент документальных записей 20 века. Люди то уходят, то приходят.

Вот и я покидаю аудиторию — мой спектакль начинается. Он на той же площадке, где был слэм поэтов. Зал уже не так полон, всё-таки на часах двенадцать ночи. Автобусы уже не ходят. Остались сильнейшие! Хотя актёры читают с выражением и пытаются перевоплощаться в персонажей, слушают их не очень внимательно. Так, блондинка лет двадцати в красном пледе поверх платья того же оттенка то и дело утыкается в телефон. Впереди два молодых парня с девушкой начинают разговаривать, хотя и шёпотом. Да и рыжая стройная девица в очках, поизучав программку, в конце концов выходит из зала. Видимо, пошла слушать группу АИГЕЛ. Ведь как раз в это время уже начала выступать казанская поэтесса и певица Айгель ГАЙСИНА с песнями о нелёгкой судьбе. Пойдём и мы — проверим, как там обстановочка.

Арина СИНИЦИНА, студентка ИФиЯК: «Мне понравились две площадки: читка пьесы «Обет» и литературный батл. Несмотря на то что днём можно сходить и посмотреть примерно те же самые экспонаты, есть какая-то романтика в ночном музее».

Музыка самая что ни на есть современная — русский (точнее, казанский) рэп. Всю сцену окружила молодёжь. Кто-то стоит и активно танцует локтями, кто-то, видимо, пришедший пораньше, сидит и пританцовывает. Я их понимаю, действительно, музыка качает. Добавляет клубной атмосферы синий цвет со сцены и одетые во всё тёмное певица с музыкантом Ильёй БАРАМИЕЙ, которые также рьяно двигаются в такт. Даже между песнями Айгель не даёт себе отдышаться, говорит с аудиторией.

Вот что нужно пришедшей сюда молодёжи — взбодриться рэпом. Оказывается, в музеях не всегда бывает скучно! Музей, как и его аудитория, молодеет, и приносит сюрпризы каждый год. Причём вышеописанные события — далеко не всё, что происходило на «Площади Мира». В любом случае в такой праздник, как День народного единства, сидеть дома точно не стоит.

Иван ШАЛГИНОВ, ИФиЯК

Фото Владимира ДМИТРИЕНКО

Похожие материалы