Сам себе контролёр

Через год — в декабре 2018-го — заканчивается срок действия Свидетельства о государственной аккредитации СФУ. Процедура государственной аккредитации образовательной деятельности проводится один раз в шесть лет. Ныне действующее свидетельство мы получили в 2012 году, и сейчас университет уже полным ходом готовится к новой аккредитации, процедура которой далеко не проста. Обо всех подводных камнях этого процесса мы говорим с Наталией Анатольевной КОЗЕЛЬ, начальником учебного управления СФУ.

— Наталия Анатольевна, вроде бы у нас ещё целый год впереди...

— Это не так. Приказ, запускающий процедуру подготовки, издан в феврале 2017 года. Согласно утверждённому плану мероприятий подготовка заявления и пакета документов завершится в декабре 2017 г. В январе 2018 г. планируется подача заявления на государственную аккредитацию в Рособрнадзор. Сроки очного визита аккредитационной комиссии в университет пока можно только предположить, ориентировочно это апрель-май 2018 года.

— Но аккредитация — стандартная процедура и по сравнению с предыдущей, наверное, не особенно изменилась?

— В связи с постоянным изменением федерального законодательства и изданием новых нормативных актов документы, регламентирующие процедуру государственной аккредитации, постоянно находятся «в движении». Изменяются подходы к проверке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Одним из основных факторов, влияющих на изменения требований и подходов аккредитационных проверок, является постоянное изменение, актуализация самих федеральных государственных образовательных стандартов. В 2011 году в действие был введён Федеральный государственный стандарт третьего поколения, так называемый ФГОС 3. Начиная с 2014 года стали появляться его актуализированные версии — ФГОС 3+. Они утверждались и вводились в действие в разные сроки, а образовательные организации, в соответствии с федеральным законодательством, должны были приводить образовательные программы в соответствие с этими новыми версиями в течение 10 дней после их опубликования. На подходе введение в действие ФГОС 3++. Данная тенденция усложняет жизнь всем образовательным организациям России, а не только нашему университету, который готовит студентов практически по всем укрупнённым группам специальностей и направлений. Но как государственное учреждение мы обязаны исполнять законы, а стандарт в данном случае — наш основной закон. Могу лишь сказать, что по сравнению с 2012 годом мы будем проходить проверку на соответствие совсем другим стандартам.

— На какие основные требования следует обратить внимание институтам?

— Советуем внимательно отнестись к таким требованиям, как процент преподавателей, имеющих учёную степень и учёное звание; процент преподавателей — представителей профильных организаций.

Кроме того, очень важно, чтобы образование преподавателя соответствовало дисциплине, которую он читает.

Обратить внимание следует на соответствие заведующих кафедрами установленным на федеральном уровне требованиям.

Преподаватели должны знать о том, что обо всех своих достижениях (я имею в виду защиту диссертации, повышение квалификации, получение дополнительного профессионального образования и т.п.) они должны представлять сведения в управление кадров. Личное дело формируется там, и эксперты будут работать именно с теми документами, которые находятся в деле.

Надо понимать, что образовательная программа — это большой комплект документов, основных и сопутствующих. Изменения, вносимые в один документ, влекут необходимость внесения изменений в другие документы, что мы не всегда считаем обязательным. А несоответствие одного документа другому — это повод для отказа в аккредитации.

Мы все должны понимать, что в стандарте нет обязательных и необязательных позиций — образовательная программа должна полностью ему соответствовать. Поэтому призываем руководителей образовательных программ, руководителей учебных структурных подразделений ещё раз внимательно прочитать актуальную версию стандартов. Сейчас, общаясь со многими руководителями, мы видим, что глаз у некоторых из них, как говорится, замылился.

— Как другие вузы справляются с этими трудностями, вы учитываете их опыт?

— Мы, безусловно, общаемся с коллегами из других образовательных организаций, которые, как и мы, готовятся к прохождению процедуры государственной аккредитации в настоящее время или недавно прошли её. Мы плотно общаемся с аккредитованными экспертами, которые есть и в нашем университете (например, Ольга Николаевна ХАРЧЕНКО, заведующая кафедрой Института экономики, управления и природопользования, признанная по итогам года одним из лучших экспертов Рособрнадзора), и они нам очень помогают. Конечно, пытаемся перенять положительный опыт в организации подготовки документов. Кроме того, Рособрнадзор и Росаккредагентство регулярно проводят семинары, вебинары по вопросам подготовки к прохождению процедуры государственной аккредитации, и мы, и представители институтов в этих мероприятиях также участвуем.

— Ещё раз: что сейчас должен делать каждый конкретный руководитель и преподаватель, чтобы университет в целом успешно прошёл аккредитацию?

— Нам предстоит очень непростой период, и коснётся он практически всех. Для успешного прохождения процедуры предстоит провести огромную работу по приведению локальных актов университета в соответствие с требованиями Минобрнауки РФ, качественно подготовить основные образовательные программы к прохождению аккредитационной экспертизы, подготовить к очному визиту экспертной комиссии необходимые комплекты документов, материалов и сведений.

Каждому сотруднику и преподавателю необходимо со всей ответственностью относиться к поручениям, которые им даёт руководитель. По сути, от каждого из нас зависит итог этой работы. Повторю — документов и процессов, которые будут проверяться, огромное количество. Проверить все за каждым не в состоянии никто.

Аккредитация не обойдёт стороной и студентов — эксперты обязательно будут с ними общаться, проверять качество их обучения и на основании этого делать выводы.

Призываю студентов зайти в личные кабинеты, если они ещё этого не делали. Личный кабинет даёт доступ к разной полезной информации: учебным планам, образовательным программам, там видна «электронная зачётка», приказы и т.п.

В соответствии со стандартами электронная информационно-образовательная среда должна обеспечить возможность формирования электронного портфолио студента. В портфолио в обязательном порядке должны быть размещены значимые работы студентов, но только сами студенты могут это сделать в своих кабинетах.

Свидетельство о государственной аккредитации даёт нам право выдавать выпускникам документ государственного образца об образовании и о квалификации, который признан работодателями на территории всей Российской Федерации; право предоставлять отсрочку от призыва в ряды Вооружённых сил РФ, платить стипендию, наделять абитуриентов при поступлении теми или иными льготами, которые предусмотрены российским законодательством, и т.д.

Соб. инф.