Помочь или пройти мимо: социальный эксперимент

АВТОРЫ: Ульяна КУЛИЕВА, Андрей СМИРНОВ

«Равнодушие хуже ненависти» или «Никто никому ничего не должен». Кто-то посчитает справедливым одно высказывание, другие будут с ним категорически не согласны. Выясняем, зависит ли проявление доброты от обстоятельств, времени, погоды, температуры помещения и т.д. Стыдно ли помогать незнакомцам и оставаться в стороне, когда ближний в трудной ситуации.

Не хватило на хлебушек

Студенческая жизнь сложна. Часто у обучающихся элементарно не хватает денег на еду. И дело не только в небольших стипендиях и малой обеспеченности. Возможно, студенты просто не умеют экономить. Что делать, например, когда, рассчитываясь за обед в столовой, ты вдруг обнаружил, что денег не хватает? Мы решили разыграть такую ситуацию и проверить, готовы ли собратья делиться.

Отправились в столовую в корпусе «Пирамида». Отстояли в очереди. Когда подошёл наш черёд рассчитываться на кассе, мы обнаружили, что не хватает 10 рублей. Позади нас столпились люди, ожидая, пока мы найдём в карманах «чирик». Недовольство посетителей столовой быстро вышло на новый уровень, в наш адрес посыпались оскорбления по типу «Нет денег — ешьте Доширак!». Было неприятно и стыдно. Кассир оставался лоялен и просто ждал. Тогда Ульяна вышла из очереди и прямо попросила у студентов 10 рублей. На несколько секунд все затихли в ожидании, согласится ли кто-нибудь помочь. В конце концов трое ребят полезли в карманы за мелочью. Все они оказались студентами ИФиЯК, более того, косвенно знающими нас. Поэтому и помогли.

Первая часть эксперимента показала, что чаще всего на просьбу о помощи реагируют непосредственно знакомые.

Обморок

Стоя в плотной очереди на печать документов в маленьком кабинете на 4 этаже, Андрей внезапно начинает задыхаться, одной рукой хватается за грудную клетку, а второй осторожно опирается на стол, дабы миниатюра «Прошу о помощи» выглядела натуральной и вызвала у окружающих не столько сочувствующую реакцию, сколько желание действовать. Как внимательный наблюдатель замечаю, что на первой минуте к моему напарнику никто не поворачивается и даже не поглядывает. И только на второй минуте, услышав глубокие вдохи, оборачивается девушка и предлагает Андрею воду в бутылочке. В роли горе-актёра Андрей, шатаясь, опирается спиной на рядом стоящий шкаф, его вид становится ещё более страдающим. Теперь на него обращают внимание все находящиеся в кабинете люди, а это 8 человек. Один парнишка тут же интересуется у девушки, зачем та даёт Андрею воду, вдруг он чем-то поперхнулся или захлебнулся. Он предлагает уложить Андрея на пол. Наблюдая со стороны, я жалею напарника, он кажется мне правда бледным и полуживым. Кто-то выкрикивает, что надо вывести Андрея в коридор или на свежий воздух, но всё тот же молодой человек, ощутив на себе ношу ответственности, вновь советует уложить его на пол и сделать искусственное дыхание. Девушка, стоящая в углу кабинета около принтера, предлагает вызвать скорую помощь. Увидев, что парень хватает за руку какую-то девушку в красном свитере, чтобы уговорить её на проведение искусственного дыхания, я подбегаю к Андрею, который в полусогнутом состоянии с опущенной головой продолжает играть свою роль. Я «оживляю» его и пытаюсь успокоить аудиторию, объясняя, что мы только что провели удачный эксперимент.

Доеду или пойду пешком?

Будничный день. Я спешу на первую пару. Более 20 минут жду автобус № 35 на остановке. Когда он подъезжает, занимаю сидячее место у окна. На следующей остановке уступаю место вошедшей бабушке, и ко мне подходит кондуктор. Я помню о том, что несколько дней моей жизни проходят в режиме «социального эксперимента», и поэтому мне «случайно» не хватает двух рублей на билет. Говорю об этом кондуктору. На секунду в её глазах мелькает безысходность, но потом на меня обрушивается шквал оскорблений и угроз: «Через меня таких, как ты, каждый день двадцать человек проходит. Мне это не надо, нет денег — ходи пешком. На следующей остановке высаживайся». Я на секунду теряюсь. Смотрю на студентов, которые также едут к первой паре, в надежде, что хоть кто-то поможет. Молчание. Беру инициативу в свои руки и подхожу к девушке, которая что-то пристально разглядывает у себя в телефоне, спрашиваю: «У вас не будет двух рублей? Не хватает». В ответ: «Извините, пользуюсь транспортной картой». Иду дальше. На входе вижу парня, он пересчитывает мелочь, которую ему в качестве сдачи отдала кондуктор. Прошу два рубля, получаю отказ. Неужели никто не поможет человеку, который вот-вот может оказаться на холоде? И опоздать, например, на зачёт? Остановка. Кондуктор говорит мне: «Выходи». Я в замешательстве. Пытаюсь объясниться. Начинаю придумывать истории о том, как сильно мне надо в университет, потому что сегодня будет контрольная. В ответ слышу лишь: «Мне всё равно». В конце концов два рубля мне даёт бабуля, та самая, которой я ещё в начале своего пути уступил место. Благодарю её и продолжаю путь. А бабуля отвечает мне: «Не за что, если бы мне место не уступил, пошёл бы на улице деньги просить». Получается, что на людей, в большинстве своём, рассчитывать не стоит. А если и обращаться за помощью, то только после того, как сам сделаешь доброе дело. Будьте добрее! И помните, что всё возвращается бумерангом.

Помогите девушке

Следующий эксперимент мы решили провести в самый пик концентрации студентов на территории ИФиЯК. Тихой сапой вынесли из случайного кабинета три стула, чтобы я неуклюже тащила их на себе, при этом держа в руках тяжёлый пакет. Изначально я не знала, как подступить к одолженной мебели, пытаясь растерянным видом привлечь внимание проходящих людей. А Андрей, наблюдая за ситуацией со стороны, уже насчитал пятерых равнодушных студентов, которые наверняка спешили по важным делам. Волоча за собой два стула, я двинулась вперёд, оставив позади ещё один стул и пакет. И вдруг меня окликнул парень: «Тебе помочь?». Мы с ним благополучно занесли стулья в кабинет, и я поблагодарила его за помощь.

***

Итак, друзья, думайте сами, решайте сами, как поступать в похожих ситуациях: проходить ли мимо пострадавших, помогать ли только знакомым, находить выгоду или нет, трусить ли перед толпой очевидцев, проявлять инициативу, надеяться ли только на себя, обращать ли внимание в принципе на беды окружающих… Выбор за вами. Но помните, только вера в добро спасает.

Похожие материалы