А ты уже готов к аккредитации?

Подготовка к самому главному для университета событию 2018 года — аккредитации — переходит в горячую фазу. Университет проводит экспертизу собственных образовательных программ, и о том, какие подводные камни встречаются на этом пути, мы говорим с руководителем Учебного департамента СФУ Н.А. КОЗЕЛЬ.

— Наталия Анатольевна, в январе ректорат объявил о продлении экспертизы образовательных программ до 30 марта. Речь идёт о внутренней экспертизе? Для чего она проводится?

— Да, 15 января вышел приказ ректора (текст его размещён в нашей группе «Государственная аккредитация 2018» на сайте в разделе «Мой СФУ») об экспертизе образовательных программ. Экспертиза внутренняя — на соответствие как новым стандартам, так и требованиям закона «Об образовании» и локальным актам университета, ведь аккредитационной комиссии мы должны представить качественный продукт.

Экспертизу проводит специально созданная комиссия под руководством проректора по образовательной деятельности Алёны СТУПИНОЙ. В состав комиссии входят представители институтов университета, часть из них — аккредитованные эксперты в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений. Координатор работ по проведению экспертизы — заместитель руководителя Учебного департамента Эльвира БЕРЕЗИНА, если возникают какие-либо вопросы, можно к ней обращаться.

Комиссия также принимает решение об оплате соответствующих видов работ по обновлению программ преподавателям.

— Над программой работают отдельные преподаватели или коллектив авторов? Как здесь — методически, организационно — университет может им помочь?

— Над образовательной программой должны работать все, кто участвует в её реализации. Образовательная программа — это набор документов, который разрабатывается в соответствии с Положением об образовательной программе высшего образования — программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, принятым Учёным советом университета.

С 01.06.2016 г. при подготовке рабочих программ преподаватели используют модуль «Рабочие программы дисциплин» автоматизированной системы управления учебным процессом «Планы». Модуль синхронизирован с учебными планами, что позволяет не допускать технических ошибок в рабочей программе дисциплины, помогает преподавателю включать в рабочую программу только литературу, поступившую в библиотеку СФУ, и студенты имеют к ней реальный доступ. Это честно по отношению к студентам и позволяет проконтролировать выполнение требований стандартов. Расположение рабочих программ дисциплин в модуле позволяет сделать рабочую программу доступной для ознакомления студентов, что также является требованием стандарта. Для того чтобы преподаватели освоили работу в модуле «Рабочие программы дисциплин», сотрудниками Учебного департамента проведён онлайн-семинар, где мы знакомили преподавателей с работой в модуле. Для большей наглядности даже сняты обучающие видеоролики.

— Есть ли у нас примеры образцовых программ?

— У нас все программы должны быть образцовыми! А если серьёзно, в настоящее время оценку давать сложно. Работа ещё идёт.

— Каким параметрам наиболее важно соответствовать при получении аккредитации? Что будет, если какие-то направления подготовки не получат аккредитацию?

— Подготовка студентов по той или иной образовательной программе должна удовлетворять абсолютно всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым она разработана.

Если какое-либо направление подготовки или специальность не будут аккредитованы, университет потеряет право выдавать выпускникам, обучающимся по этим направлениям подготовки/специальностям, документы об образовании и о квалификации государственного образца.

— В рамках подготовки к аккредитации 2018 года и выполнения требований ФГОС ВО в СФУ был запущен новый проект «Фиксация учебных достижений обучающихся». Как он был встречен обучающимися? Сколько студентов сформировали свои электронные портфолио (это предусмотрено проектом)? Стали ли процедуры оценки результатов обучения с применением ЭО и ДОТ системными? И как это поможет аккредитации?

— Начну с конца: как это связано с аккредитацией. Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать фиксацию хода образовательного процесса, результатов освоения основной образовательной программы; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса. Это требование к условиям реализации образовательных программ, прописанное во всех образовательных стандартах.

Проект «Фиксация учебных достижений обучающихся» был направлен не столько на обучающихся, сколько на преподавателей. Участники проекта должны были выполнить следующие действия согласно направлениям проекта:

— осуществить заполнение электронного журнала в системе еКурсы СФУ в соответствии с требованиями, представленными в проектной документации, и произвести привязку электронного журнала к дисциплине учебного плана через предложенную электронную форму;

— организовать размещение значимых работ (курсовые работы/проекты, отчёты по практикам и т.д.) обучающимися в разделе «Достижения» сервиса Мой СФУ.

По направлению «Организация фиксации учебных достижений в электронном портфолио обучающихся» было заявлено 6002 достижения, по итогам проверки которых было выявлено 2295 достижений студентов, полностью соответствующих всем требованиям проекта. По направлению «Организация проведения процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением ЭО и ДОТ» было подано на проверку 269 заявок, 185 успешно прошли экспертизу.

В весеннем семестре планируется повторный запуск этого проекта.

Соб. инф.