«У меня студенты не жуют жвачку»

Три дня работы и 15 страниц. Именно столько понадобилось Ирине Геннадьевне БОРИСЕНКО, доценту кафедры начертательной геометрии и черчения Политехнического института, чтобы перечислить достижения своих студентов за последние два года. Она признаётся: составление портфолио оказалось для неё самым сложным этапом конкурса «Студенческий выбор». Зато сегодня она — победитель конкурса и лучший преподаватель СФУ. Беседуем с победителем!

Конкурс придумала и проводит студенческая комиссия по качеству образования СФУ. Конкурс состоит из четырёх этапов. Первый — это анкетирование, когда сами студенты выдвигают тех преподавателей, которых считают лучшими. Второй этап — рейтинг, когда оцениваются портфолио 20 преподавателей, набравших наибольшее количество голосов. Третий этап — открытый мастер-класс, который проводят участники конкурса. Четвёртый — «Студенческое слово» (студенты направляют в оргкомитет видео в поддержку преподавателя).

— Ирина Геннадьевна, 15 страниц достижений студентов за два года — это какое-то невероятное количество….

— Знаете, успешных студентов у меня много, наверное, потому, что я люблю работу и вкладываю в неё душу. Мне нравится работать со студентами, нравится заниматься с ними творчеством, во время такой (внеурочной) работы студенты раскрываются совершенно по-новому, виден их творческий потенциал.

— Чем удивляли экспертную комиссию на мастер-классе?

— Ничем не удивляла. Дело в том, что я преподаю компьютерную графику, и на моём мастер-классе было обычное, рядовое занятие. Я показала студентам основные приёмы трёхмерного моделирования в среде «Компас», дала им задания, и они выполняли. Но те ребята, которые присутствовали как члены конкурсной комиссии, пришли в восторг. И если обычное занятие понравилось, для меня это в разы приятнее, чем сама победа. Значит, занятия проходят интересно.

— А во время вашего студенчества у вас были педагоги, которые запомнились на всю жизнь?

— Для меня это академик Михаил Васильевич КРАЕВ. Он был очень интересным, но и очень сложным человеком. И та его фраза, которую он произнёс, когда мы учились ещё на третьем курсе, навсегда врезалась в память. Он дал нам темы первой курсовой работы, а мы, как все студенты: вершки похватали, не разобрались, пришли на первую консультацию и давай наперебой Михаилу Васильевичу задавать вопросы. Он сказал: «Стоп, ребята! Вопросов можно задавать сколько угодно. Нужно сесть и подумать». Это значит нужно углублённо прочитать литературу, сделать расчёты и только тогда прийти и задать вопрос. Он научил нас учиться: заниматься отбором материала, самостоятельно и много трудиться.

— Своим студентам стараетесь привить такое же отношение к учёбе?

— Конечно. Начинаем писать научные статьи со студентами как первого, так и второго курса, так как я преподаю у них только на первом курсе, готовимся к олимпиадам. Студенты приходят сами. Пусть их работы поначалу совсем небольшие, проба пера, но я стараюсь прививать желание и вкус к научному поиску, самостоятельному отбору материала. Со временем из этого получаются интересные статьи.

— Но вы ведь ещё и кандидат философских наук. Это совсем другая область знаний…

— Решение о том, что буду писать кандидатскую, я приняла, когда мне было почти 49 лет; к этому времени было накоплено очень много материала. Но со стороны это выглядит как минимум подозрительно: трудно поверить, что человек в таком возрасте действительно собирается пройти этот путь от начала до конца… Но с интересующей меня темой важно было разобраться, чтобы выйти на более высокий уровень, иначе было уже «тесно».

— А какую тему вы выбрали?

— Защищалась по теме «Виртуализация образовательного пространства». Дело в том, что я начала разрабатывать электронные образовательные курсы одной из первых в нашем институте, более десяти лет назад. Всё началось с простого осознания: студенты находят в сети много никчёмного и иногда даже вредного материала. Сначала писала статьи о пользе и вреде Интернета, потом чисто эмпирическим путём пришла к тому, что нужно разрабатывать электронные курсы, чтобы у студентов был полный доступ ко всем информационным и библиотечным ресурсам, ко всем заданиям. Чтобы учиться, например, сидя в автобусе. Это же замечательно! Выиграла два конкурса: мои курсы по инженерной и компьютерной графике размещены в разделе «Лучшие практики» в системе электронного обучения СФУ. Но когда начала поднимать этот пласт, столкнулась с большим количеством вопросов...

Писать, готовиться к защите кандидатской диссертации — это толчок к приобретению знаний из разных областей и хорошая школа.

— Можно сказать: вы наглядный пример того, что человек учится всю жизнь…

— А по-другому нельзя. Я, например, получила своё образование в Красноярском машиностроительном заводе-втузе, сейчас СибГАУ. Представляете, как изменился мир с тех пор? Когда мы учились, были огромные машины с перфокартами, мы писали к ним программы… Как я иногда в шутку говорю студентам, рассказывая о тех компьютерах: «Завели данные, нажали педаль, машина порычала и выдала результаты». А свой первый персональный компьютер увидела в 1985 году, целая эпоха сменилась.

Учиться нужно постоянно, особенно преподавателю. И я учусь вместе со студентами, осваиваю новые технологии. Кстати, скоро у меня будет переизбрание на должность доцента, для этой процедуры я писала отчёт и обнаружила, что за последние 5 лет на курсах повышения квалификации была 10 раз. Хотя преподавателю достаточно раз в два года.

— А вам зачем чаще?

— Мне интересно, и многие вещи бывают нужны. Сейчас как раз учусь на факультете повышения квалификации по смешанному обучению. Там при заполнении анкеты был вопрос: «Для чего вам это нужно?». Я написала: «Привести мысли в порядок».

Когда учишься, смотришь на работу других людей, приходят нужные решения. На самом деле, если преподаватель не учится, то ему нечего делать не только в высшей школе, он вообще не должен учить. Я с огромной благодарностью отношусь к студентам, потому что я им даю фундаментальные знания, жизненный опыт, а какие-то новые знания они дают мне.

— Как считаете, преподаватель должен воспитывать?

— Считаю, воспитывать взрослых людей нельзя. Но если студенты задали вопрос, нужно честно ответить. Они сразу видят, говоришь ты от души, искренне или потому что нужно так сказать.

— А как находите общий язык с немотивированными студентами?

— По-разному. И ругаю тоже. Не сделали задания — я их ругаю, опоздавших на занятие вообще не пускаю. Занятие начинается в 8.30, я захожу в аудиторию, за мной закрывается дверь, и ни один студент не должен войти позже меня. Не люблю, когда студенты лукавят. Лучше придите и скажите: «Ирина Геннадьевна, не сделал задание. У меня подружка завелась, любовь, в кино сходили». Зачем выкручиваться? «Я заболел». Так и скажите: проспал, прогулял. Раньше пытались лукавить, а сейчас говорят честно.

Самое главное: даже когда ругаешь, нельзя унижать личность, ругать тоже нужно по-доброму. А если на следующее занятие он пришёл и выполнил всю работу, которую не сделал прошлый раз, и к сегодняшнему занятию подготовился, то обязательно нужно его похвалить, отметить. Сказать: «Ты молодец, умеешь же работать». Никогда нельзя обижать людей, их нужно любить. И любить свою работу.

— А у вас не было сомнений по поводу правильности выбора профессии?

— Профессию я не выбирала, профессия выбрала меня. Я окончила втуз и работала в отделе Главного конструктора Красноярского машиностроительного завода. Это был 1993 год, когда вместо 40 заказов в месяц мы делали 11 за полгода. Люди приходили и просто отсиживали на работе положенное время… Поэтому, когда мне предложили стать ассистентом кафедры в КГТУ, сразу согласилась. Главный конструктор не хотел меня отпускать, даже пришлось слукавить: сказала, что ухожу в банк. Иначе бы не поняли, ведь уходила на зарплату в 4 раза меньше. Зато за всю жизнь работу поменяла один раз, в сентябре будет 25 лет, как я преподаю в Политехе. За это время прошла путь от ассистента до доцента кафедры. Нет, сомнений и сожалений не было.

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы