мы прошли точку невозврата
Слово ректору

Перед Новым годом принято подводить итоги. Но должны же быть у людей и праздники! Поэтому мы не ставили себе целью задать ректору университета Евгению Александровичу Ваганову все глобальные вопросы (на многие из них ответят другие ответственные товарищи), а спросили лишь о стратегическом и немного — о личном.

— Программа развития СФУ усовершенствована и конкретизирована. Не могли бы Вы охарактеризовать вектор этих изменений?

— Действительно, программа развития очень существенно скорректирована. Но я обозначу лишь три момента. Во-первых,в ней сейчас представлен достаточно широкий контекст, заданный известными в мире вузами, которые осуществляют подготовку специалистов по тем направлениям, что и для нас являются приоритетными. Это наши будущие партнеры, опыт которых мы сможем позаимствовать. Конечно, это не первая десятка университетов (на контакты с которыми нужно выходить, уже имея за плечами реальный научный или образовательный продукт, чтобы вызвать их интерес), но первая сотня. С некоторыми из них проведены серьезные переговоры – сделаны попытки сопоставить учебные планы, посмотреть, как их можно использовать в наших условиях, как организовать взаимный обмен. Думаю, это выльется в ряд соглашений, потому что интерес к Сибирскому федеральному университету, заявившему о своих намерениях выйти на мировой рынок, у партнеров есть.

Второй момент конкретизации программы — позиционирование СФУ. Оно очень полезно с точки зрения того, как мы будем выглядеть на российском рынке и, в частности, в сибирском регионе. Здесь наши основные конкуренты — университеты Новосибирска и Томска, и позиционирование как раз дало представление о том, по каким направлениям нам трудно будет их превзойти, а где у нас есть возможность совершить прорыв благодаря специфическим задачам и специфическим заделам, обеспеченным уже имеющимися научными школами. Это не только позволяет нам чувствовать себя увереннее, но и показывает, что наша ниша — достаточно широкая.

И третий важный момент — действия, направленные во внешнюю среду, так называемый брендинг. В этой области тоже должен быть совершен ряд последовательных мероприятий, и он прописан в программе до 2010 года.

— На каком этапе реализации программы мы сейчас находимся и каким будет следующий?

— Я считаю, что мы находимся на самом первом этапе, когда реально произошло объединение, и мы почувствовали себя одним вузом. Мы поняли, какие направления нам сейчас следует интенсивно развивать, какие потянут за собой другие, как выстраивать взаимоотношения между институтами в плане усиления междисциплинарности. И мы получили первый опыт по проведению всех конкурсов. Я надеюсь, что мы провели их без серьезных проколов, а для нашего дальнейшего движения вперед это очень важно. Кроме того, подготовлены структурные изменения, и в следующем году нам предстоит пережить непростой период.

— Какие Вы здесь видите риски?

— Думаю, мы прошли точку невозврата. Это видно и по настроению людей, которые занимаются реструктуризацией, и по определению приоритетов, и по укрупнению направлений, и по обоснованию и практической реализации Института фундаментальной подготовки. А риск был — скатиться к старому, из которого уже очень трудно было бы вырваться, потому что все отрицательные моменты приобрели бы жесткую фиксацию. Кстати, я очень благодарен коллективу за поддержку во время выборов ректора, именно потому что конференция поддержала ведь не конкретно меня, а тот путь, на который мы встали.

— Как определить новизну нашего вуза так, чтобы это могло стать вдохновляющей идеей для каждого?

— Трудный вопрос, но думаю, новизна именно в том, что мы хотим стать одними из лучших. Очень важно, чтобы люди это осознали.

— Как будут пробиваться «информационные тромбы» - то, о чем Вы говорили на одной из предвыборных встреч?

— Здесь нужна постоянная и слаженная работа. Давайте осуществлять ее в том числе с помощью газеты, сайта. Если редакции становятся известны какие-то проблемы, которые будоражат коллектив, вызывают непонимание — сообщайте их непосредственно мне, а затем мы можем обсудить их коллективно и поручить дать разъяснения тому, кто должен это делать.

Также я думаю, что проблему «тромбов» существенно снимет формирование институтов. Вынесение на обсуждение перспективных планов развития этих институтов значительно расширяет площадку для обсуждения того, что мы делаем.

— Есть ли у Вас собственная мечта о СФУ?

— Мечта совпадает с той большой целью, которую мы себе ставим. Я хочу, чтобы мы достаточно быстро - по крайней мере в тех научных направлениях, которые назвали приоритетными и где считаем себя лидерами – вышли на уровень, с которым будут считаться и наши партнеры, и наши конкуренты.

— Где и как Вы встретите Новый год?

— Новый год я встречаю в кругу семьи.

Фото_Виктор Хребтов, «Экономика и жизнь - Сибирь»