Хорошо читать

В конце марта в библиотеке прошёл конкурс чтецов «О любви, о весне…» — событие яркое, приятное, долгожданное.

Как отмечают участники, на библиотечном конкурсе не чувствуется такого накала страстей, волнения и отчаянного сердцебиения, как на «Новой весне». Здесь иначе — участники приходят не на соревнование, а на праздник любителей художественного слова, в тёплую дружескую атмосферу. Здесь не может быть абсолютного чемпионства: ценен каждый смельчак, делающий шаг навстречу публике. Возможно, поэтому к нам с интересом заглядывают студенты других вузов и старшеклассники, а в этом году впервые в конкурсе приняли участие совсем юные школьники.

Их родители говорят: таких конкурсов мало, их не хватает. Ребята волнуются, им интересно: «А смогу ли я?». Готовятся: техника речи, убедительное вхождение в образ.

Каждый год нам везёт с жюри. Люди, которые приходят в библиотеку слушать и оценивать, — чуткие профессионалы со своим взглядом на мир и творчество. Поэт, музыкант, автор песен группы «Заповедник гоблинов» Владимир ПОЛУХИН после конкурса ещё два часа общался с молодыми авторами: консультировал, рассказывал о том, как важно много читать, ходить на литературные мероприятия.

«Такие конкурсы нужны для поддержания гармонии мира как некий противовес агрессивным субкультурам, которые приходят и уходят. Нужны как стимул взять в руки книгу. Вот почему их необходимо проводить везде, где есть такая возможность», — считает Владимир.

«Замечательно, что конкурс юных поэтов и чтецов проходит в залах Научной библиотеки. У конкурса и библиотеки есть, на мой взгляд, общие задачи: привлечение общественного интереса к чтению, стимулирование литературного творчества, выявление и поддержка талантов, — поделилась своими впечатлениями член жюри конкурса этого года, руководитель редакционного отдела издательства БИК СФУ Елена ЛИСЮТКИНА. — Для меня открытие, что в университете так много желающих быть поэтами и декламаторами. Думала, что у молодых людей совсем другие интересы».

В заявке на конкурс мы обычно просим указать автора и название произведения. И уже после регистрации становится очевидно: стихи для декламации выбирают хорошие, но — всё те же.

«Сложилось впечатление, что чтецы не выходят за рамки авторов, представленных в школьной программе — МАЯКОВСКИЙ, ЕСЕНИН, АСАДОВ. Это при том, что есть сотни замечательных поэтов! Для меня это показатель лени или нежелания участников изучать литературу и ИСКАТЬ новые для себя имена и тексты», — говорит Владимир Полухин.

Елена Лисюткина: «В любом творческом процессе, кроме распирающих душу и сердце эмоций и желаний, нужны знания и труд. Не каждый участник мог это предложить на суд слушателей: и стихи читались самые известные (слышалось: БЕЗРУКОВ, ДЮЖЕВ), и рифмы были очень знакомые. Как приятно, когда звучало душевное, сердечное своё слово, когда тексты и строки были осмысленны, пережиты».

В номинации «Стихи собственного сочинения» принимают участие многие студенты. И эти ребята волнуются больше остальных, ведь жюри оценивает не только их актёрское мастерство и хорошо поставленную речь, но и тексты. В этом году лучшими стали уже занимавшие призовые места и печатавшиеся в литературных сборниках ребята. Что делать остальным? Как обрести свой голос и «свергнуть титанов?»

Писать хорошие стихи — сложно. Нужно обладать богатым читательским опытом, понимать детали и нюансы. Чтобы помочь нашим начинающим поэтам развиваться, мы решили собрать сайты и площадки, которые могут быть им полезны.

Сайты, представляющие творчество хороших современных поэтов:

• Новая литературная карта www.litkarta.ru

• Журнальный зал magazines.russ.ru

• Вавилон vavilon.ru

• Полутона polutona.ru

• Сигма syg.ma

• Дискурс discours.io

Площадки, на которых можно попробовать себя в роли автора

• Проект «LitWeb» lit-web.net — литературные семинары и лекции в формате онлайн, возможность учиться у известных писателей России, находясь в любой точке земного шара.

• Литературный клуб «Высокий берег» в СФУ (Свободный, 79/10, ауд. Б3-13). Здесь читают свои и чужие произведения, делятся впечатлениями. Встречи проходят по четвергам в 17:00, следить за объявлениями vk.com/na.visokom.beregu

• Литературный авторский театр «Стихия» в молодёжном клубе «Олимп» (Павлова, 37а). Режиссёр и профессиональный актёр Евгений ДЬЯКОВ продвигает новое направление в искусстве — дрампоэза. Занятия проходят по вторникам и субботам, vk.com/stihiyapublic

• Лаборатория для авторов «Среда разборов». Молодая, но уже известная красноярская поэтесса Дарёна ХЭЙЛ проводит лабораторию «для начинающих, продолжающих и сомневающихся поэтов» в онлайн- и оффлайн-форматах. Объявления о новых сезонах «Среды» vk.com/sreda_razborov

• «Поэтические четверги» в творческом пространстве Yushin brothers (Карла Маркса, 102а). Можно читать у микрофона любые стихи: свои и чужие. Подавайте заявки, приходите с друзьями. vk.com/yushinbro

• В рамках весенних фестивалей «Порядок слов», «Всемирный день поэзии» (март), «Книга. Ум. Будущее» (апрель) обычно проходят любопытные встречи, конкурсы, мастер-классы (программу
фестиваля «КУБ» можно найти в сети).

Куда отправить свои стихи прямо сейчас?

Буквально на этой неделе литературный клуб СФУ «Высокий берег» начал собирать произведения для публикации в альманахе «На высоком берегу-7». Принимаются поэтические и прозаические произведения объёмом до 10 страниц (А4, кегль 14). Их можно:

>> принести лично — пр. Свободный, 79/10, ауд. Б2-11, Б3-01, Б3-13;

>> отправить на lkoneva@sfu-kras.ru.

Как стать хорошим автором?

1. Важно обладать читательским опытом. Изучать классику. Желательно быть в курсе творчества современных поэтов.

2. Полезно читать не только поэзию, но и о поэзии: разборы стихотворений и биографии поэтов, творчество которых вам близко.

3. Не зазорно начать с подражания великим. Все великие в своё время вдохновлялись произведениями предшествующих мастеров.

4. Избегайте двусмысленности. Мысль автора должна быть ясна. Если вы сами не понимаете, о чём написали стихотворение — скорее всего, оно слабое.

5. Идеальный текст — не надстройка к какому-то источнику, он самодостаточен и сам задаёт правила.

6. Не все стихи звучат как музыка, но всё же будьте внимательны к сочетаниям звуков.

7. Чаще всего первый вариант стихотворения не идеален. Даже если вы им довольны и готовы разместить своё творение во всех возможных соцсетях — спрячьте в стол, достаньте через пару недель и вдумчиво перечитайте.

8. А вообще, по мнению Владимира Маяковского, «нет никаких правил для того, чтобы человек писал стихи». Нет никаких причин ему не верить.

Подготовила Мария РОМАНЮК