снять упреки и недоумения
Посмотрим на ситуацию с другой стороны?

Система управления университетом, который в одночасье объединил свои традиционно работающие механизмы в один мегавуз, еще только отлаживается. Часто в ее адрес звучат упреки. Но далеко не все знают, что управляющий комитет, который собственно и решает все принципиальные, концептуальные и финансовые вопросы в СФУ, заседает ежедневно, начиная с 16.00 и до семи, восьми, девяти часов вечера, т.е. уже в свое личное свободное время. Я попыталась обсудить некоторые типичные ситуации, которые вызывают в коллективе наибольшее число недоумений, с несколькими постоянными членами управляющего комитета. Надо сказать, взгляд на происходящие процессы с «оборотной стороны», со стороны управленцев, лично на меня произвел впечатление. Возможно, он покажется убедительным и кому-то еще.

Ситуация с УМКД. Нереальные сроки подготовки учебно-методических комплексов дисциплин и жесткие требования почти всех преподавателей поставили в очень некомфортные условия. Неужели нельзя было организовать это без спешки, предварив серией разъяснительных семинаров?..

Здесь мне придется открыть «секрет полишинеля»: на выплаты преподавателям в федеральном финансировании «национального проекта» средств не предусматривалось — только на оборудование и стажировки. Наше руководство месяц думало над тем, как заплатить преподавателям, и нашло эту форму — УМКД. Программы, учебные планы и пособия преподаватели и до этого готовили в рамках своей непосредственной деятельности, т.е. бесплатно (или за зарплату — это назовите, как хотите). Сейчас данную деятельность вынесли в отдельную статью и заплатят за нее дополнительно, причем заплатят прилично, так что кто-то в конце года, образно говоря, получит «Тойоту», кто-то — «Жигули», а кто-то — велосипед в зависимости от собственной работоспособности. В Рособразовании с большим интересом следят за этими нашими нововведениями и, кажется, готовы тиражировать и на другие вузы.

Ситуация с закупками оборудования и несостоявшимися конкурсами. Целый ряд конкурсов не состоялся из-за того, что СФУ выставил очень жесткие условия поставщикам и сформировал слишком крупные лоты.

Действительно, наш университет первым из вузов России пошел на то, чтобы не платить 30% предоплаты закупщикам оборудования. Суммы закупок были очень большие — сотни миллионов — и предоплата тоже выливается в миллионы. Из-за невозможности получить эти деньги к контрактам с СФУ сразу утратили интерес фирмы со слишком маленьким годовым оборотом и те, кто надеялся либо просто продержать деньги у себя и потом «честно» вернуть, наварив проценты, либо вообще исчезнуть после заключения контракта (во многих вузах России есть случаи, когда фирмы, получившие предоплату, поступают именно так). У нас оказался дефицит фирм-заявителей, и ряд конкурсов придется объявлять заново в следующем году, но зато число малонадежных партнеров сведено к минимуму.

Ситуация со стажировками. У многих преподавателей масса претензий к туроператору, организовывающему поездки,– это компания «Сибирский экспресс». Куда смотрит руководство, когда билеты покупаются втридорога, а условия проживания в гостиницах оставляют желать лучшего?

Это только кажется, что данная сфера бизнеса в России успела развиться. Как правило, большинство турфирм слабы, малочисленны и содержат недостаточно квалифицированный персонал. Высшая школа экономики, например, часто, почти ежегодно, меняет туроператора, потому что не может найти такого, который бы устраивал по всем параметрам (а в Москве выбор неизмеримо больше, чем у нас). Предоставить организацию поездки самому преподавателю университет не может — у нас нет для этого соответствующей статьи, да и руководство хотело разгрузить сотрудников от необходимости получать визы, искать гостиницы, оформлять отчетные документы и проч. Организовать собственную службу мы не можем по закону, и потом — мы не смогли бы «сами себе» платить суточные, а далеко не каждый преподаватель согласится прожить 2-3 недели в Англии или Франции за свой счет. У турфирмы это входит в стоимость услуг, которые мы покупаем. Что касается цены билетов — мы знаем, что «нормальная» цена билетов, допустим, 15 тысяч. Но когда приходится то заказывать, то вновь сдавать, то решать все в пожарном порядке (как было в этом году) — цены другие, и так во всех авиакомпаниях.

Любопытно, что если спросить любого из преподавателей, побывавших на стажировке: отказался бы он от нее, если бы знал про все сопутствующие негативные моменты, то каждый, конечно, скажет: нет! Потому что позитивное перевешивает. Так давайте на этом и акцентироваться.

И последнее. Не надо ждать от управленцев, что они все сделают, организуют и «дадут». Это потребительство. Задача всех управленцев, собственно, «добыть» деньги. И то, что в результате тонко продуманных комбинаций управленцы всех уровней сумели привезти в Красноярск В. Путина и почти всех членов Правительства, выстроить обмен мнениями в нужном русле и добиться принятия известного списка «поручений Президента» (где и решаются вопросы финансирования еще на три года вперед, и предусматривается соотношение 1:4, и передаются в ведение федеральных университетов дополнительные объекты федеральной недвижимости — Список поручений Президента (.doc, 30 kb)), все это делает их обязанности перед коллективом выполненными на 200%, так что наше руководство вполне могло бы позволить себе пару недель отдохнуть (но – не позволяет). Потому что теперь – слово за вами, товарищ Преподаватель, Сотрудник и Студент.

Валентина ЕФАНОВА