«Коллега, у меня проблема»

В СФУ уже давно работает психолого-педагогическая клиника, а совсем недавно появился студенческий Психологический клуб. Чем они будут отличаться? Почему клиники недостаточно? Что из себя представляют встречи в клубе? Со всеми этими вопросами мы обратились к Арине САПУН — второкурснице ИППС, одной из организаторов.

— Арина, как появилась идея клуба?

— Идея пришла независимо трём людям: Стасу СТАХЕЕВУ (ИППС, 3 курс), мне и Ксении ШИРЯЕВОЙ (она учится в магистратуре ИППС и работает в Учебной психолого-педагогической клинике). Мы обсуждали в прошлом году со Стасом, что было бы неплохо создать такой клуб, где можно будет практиковаться в консультировании, обсуждать литературу, заниматься теми вещами, которые не входят в образовательную программу. Но до дела не доходило. А в этом году в сентябре Ксения сказала, что хотела бы на базе клиники сделать что-то подобное. Наверное, это и стало тем толчком, которого не хватало.

— Чем клуб отличается от клиники, в её работе ведь тоже принимают участие студенты?

— Психологическая клиника создана преподавателями, администрацией института, и вклад студентов в организационную часть минимален. Студенты могут посещать мастерские, встречи, семинары, но это всё делается для них «сверху». Консультировать в клинике как стажёру можно только с 3 курса. С одной стороны, это правильно: давать консультации, не имея достаточной профессиональной базы, некорректно. Но в то же время уже с 1, 2 курсов хочется иметь учебную практику, готовиться к будущей профессии. Чтобы не зависеть от администрации, преподавателей и действительно реализовывать свои инициативы, нам и нужен Психологический клуб.

— Например, какие это инициативы?

— Мы провели две встречи. Организовали киноклуб на психологическую тему, смотрели фильм «Волна» об эксперименте в одной школе, основанный на реальных событиях. Людей собралось немного, но обсуждение было бурным. Вторую встречу приурочили к Хэллоуину и посвятили этическим вопросам в консультировании: «Исповедь клиента, или Как психолог может испортить жизнь», её провела Ксения Ширяева. Атмосфера получилась совершенно особенной: было и уютно, и познавательно — общались в неформальной обстановке об опыте участия в психотерапевтическом процессе (и как клиентов, и как консультантов). Следующая встреча пройдёт 16 ноября, тема: «Основы консультирования — варианты структуры первой сессии и работа с выяснением запроса».

— Получается, что психологическому консультированию студенты будут учить друг друга? Как это будет происходить?

— Проблема в том, что преподаватели нам дают большое количество качественного материала, который нужен и полезен, но часто мы не знаем, как его применить, потому что у нас нет практики.

А у ряда участников нашего клуба уже есть опыт учебного консультирования, и мы можем поделиться этим опытом и теми схемами, которые используем. Мы будем работать в тройках: психолог-клиент-наблюдатель. Это учебный формат, и клиент не ожидает, что сейчас произойдёт какое-то чудо, он понимает, что его консультирует такой же студент, как и он сам. Но он готов поделиться своими проблемами, своими запросами, и в процессе работы некоторые моменты диагностического характера получаются очень удачными. Ты лучше понимаешь, в чём твоя проблема и что с ней делать.

Конечно, это не исключает того, что нам нужен опыт старших коллег, преподавателей, и, скорее всего, мы будем приглашать их на наши встречи в качестве супервизоров.

— Как в этой ситуации избежать неудачного клиентского опыта? Во время учебного консультирования нельзя случайно травмировать «клиента»?

— Психика человека не настолько хрупкая, как мы привыкли думать, чтобы травмировать её ещё нужно постараться. Во-первых, когда работа идёт в тройках, наблюдатель может остановить беседу, если видит, что она приняла опасный поворот. Во-вторых, сам клиент формулирует проблему, которой он готов делиться. Мне как-то сказал гештальт-консультант Николай РЫЧКОВ, когда я его спросила о травмировании в психотерапии: «Травмирует не метод, травмирует личность». Если сам консультант осознаёт свою ответственность, соблюдает нормы этики и бережно относится к своему клиенту, то травмы достаточно просто избежать.

— На страничке клуба ВКонтакте у вас указан «старший брат» — Психологический клуб КГПУ им. В.П. Астафьева. Используете их опыт?

— В педуниверситете студенческий Психологический клуб создали больше года назад, и у них он специализируется на проведении тренингов, школ для студентов. Ребята нашли нас в первый же день запуска нашей группы ВКонтакте, спросили, не нужна ли нам помощь, предложили сотрудничество. Мы встречались с их орггруппой, обсуждали, чем занимаются они, чем хотим заниматься мы. Сейчас мы общаемся и называем их «старшим братом» по праву старшинства.

— В будущем вы тоже хотели бы прийти к формату школ и тренингов?

— Это было бы здорово. Но для них это основная деятельность, а мне бы хотелось, чтобы клуб был больше рассчитан на другое: не приглашать специалистов, которые учат, а учиться самим, организовывать обучающие встречи друг для друга. Очень сложно выйти из ученической позиции. Мы привыкли к этому со школы: сидим и слушаем, раскрыв рты, выполняем то, что сказал учитель, и крайне редко выдвигаем свои инициативы. Многие студенты продолжают эту линию поведения и в университете. Это привычно — сделать задание, которое дали на семинаре, тебе скажут «Молодец», поставят отличную оценку, скажут, что ты вырос. Но это не так.

Когда ты окончишь университет и захочешь начать частную практику, у тебя не будет никаких заданий «сверху». Никто не будет тебя контролировать, тебе реально нужно делать что-то самому, а этому нас не учат. Поэтому я думаю, очень важно делать это в рамках клуба.

— Психологический клуб — только для студентов-психологов или к вам может прийти студент любой специальности?

— В большей мере мы ориентированы именно на студентов-психологов, но открыты для всех. У нас, например, можно попробовать себя в качестве клиента — для этого неважно, из какого ты института. И, конечно, мы ждём запросов студентов. Что им интересно? Чего не хватает? С такими запросами будем работать.

Анна ГЛУШКОВА
Группа студенческого Психологического клуба СФУ в «Вконтакте» — vk.com/psyclub_ipps

КОММЕНТАРИЙ

Екатерина Вадимовна ПОТАПОВА, директор психолого-педагогической клиники ИППС СФУ

— С идеей студенческого клуба первое обращение было два года назад. Сложность реализации тогда состояла в том, что идея звучала примерно так: «Мы хотим студенческий клуб, а вы его нам организуйте». В этом году, когда ко мне опять обратились студенты, я поняла, что это всё-таки для них очень важно. И поэтому организовали первую встречу в университетской психолого-педагогической клинике. Ребята готовы были и содержательно, и организационно уже действовать сами (созрели )). Клиника лишь поддерживает информационно, а также помещением, оборудованием и добрым словом.

В ребятах, которые выступили организаторами, мне симпатична личная заинтересованность, они открыты для предложений и общения, хотят заявить о себе в профессиональном сообществе и не чужды юмору. Пожелать хочется развития — содержательного (я имею в виду значение и ценность проектов, которые реализуются в клубе), системности организационной (чтобы работа клуба продолжалась). И роста — профессионального и человеческого всем участникам студенческого клуба.

Похожие материалы