Добивайтесь успеха = проживёте долго
герой рубрики «80+»

22 декабря Валентине Тимофеевне КОВАЛЕВИЧ исполнится 85 лет! И вот уже 60 лет, закончив в 1958 году истфак Красноярского пединститута, она продолжает свой трудовой путь. Работать начала с июля 1958 года в краевом комитете комсомола, затем с 1959-го по 1963 год работала в Козульской средней школе учителем истории и литературы. В сентябре 1963 г. пришла в Красноярский политехнический институт (ныне СФУ).

С тех пор Валентина Тимофеевна защитила диссертацию, возглавила кафедру социальной психологии, на базе которой затем был создан институт информатизации социальных систем (В.Т. Ковалевич была его директором). Имеет звание профессора по кафедре социальной психологии, действительного члена академии политических наук и госслужбы при Президенте Российской Федерации, почётного работника высшего профессионального образования. В настоящее время — профессор кафедры современных образовательных технологий Института педагогики, психологии и социологии СФУ.

Пять лет назад в газете «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог» мы опубликовали большой разговор с Валентиной Тимофеевной — об образовании, о педагогическом пути, о полученных результатах. Сегодня задали уникальному педагогу лишь 10 вопросов — но о самом важном!

1. Ваш главный опубликованный труд.

Трудно выделить что-то одно из более 300 публикаций, среди которых учебники, учебные пособия, статьи, монографии. Совместно с членами кафедры, аспирантами опубликованы многочисленные работы по проблемам непрерывного образования, успешной социализации личности, управления человеческими ресурсами в системе образования и др. В настоящее время активно занимаюсь исследованиями и разработками в области инклюзивного образования. Работы выполняются на основе договора кафедры и школы № 153, где создан центр инклюзивного образования.

2. Кто ваш собственный Учитель?

Наверное, это жизнь. Но, безусловно, было немало талантливых, замечательных людей, с которыми меня сводила судьба.

3. Любимый ученик?

Моим студентом, между прочим, был нынешний министр обороны Сергей ШОЙГУ. Но, безусловно, мою гордость составляют многочисленные ученики, работающие практически во всех районах Красноярского края. Вообще, я люблю умных, интересующихся студентов, ленивых ругаю, ко всем отношусь строго, но в любую минуту готова помочь.

4. Самый полезный совет, который вы слышали?

Наверное, его дал мой отец. Нас в семье пятеро, все состоявшиеся люди. Брат — доктор технических наук, профессор, сестра — адвокат с многолетним стажем. Но мы все помним, как отец нам говорил: «Рассчитывайте в жизни прежде всего на себя». Этому всегда и следовали.

5. ... а самый бесполезный совет?

Считаю, что бесполезных советов не бывает. Как говорил один мой учитель — в науке и отрицательный результат тоже является результатом.

6. Педагог — дар или этому можно научить?

Конечно, природа распределяет свои дары неравномерно. Как говорят в театре — есть герои и есть простаки. Но я убеждена, что в каждом человеке есть много возможностей, не всегда реализованных в жизни.

7. И если бы вы были министром образования…

… я бы все силы бросила на подготовку учителей во всех смыслах: материальное обеспечение, культивирование в массовом сознании статуса учителя, создание самых благоприятных условий для профессиональной деятельности учителя.

Разрабатывая проблему управления человеческими ресурсами, я пришла к убеждению, что учитель — главный ресурс системы образования.

Эту идею я воплотила во многих своих публикациях, а для своих магистрантов подготовила и опубликовала в этом году учебник СФУ «Человеческий капитал системы образования», главная мысль которого состоит в том, что первоначальное накопление человеческого капитала начинается в школе.

8. Знаний из какой области лично вам не хватало?

Знаний нам всегда не хватает. Следую формуле Маркса: «Богатый человек — это человек, нуждающийся во всём богатстве человеческих проявлений». Всю жизнь хотела овладеть иностранными языками, научиться играть на фортепиано, но как-то всё не хватало времени. Пытаюсь наверстать упущенное в области информатики, но не всегда успешно.

9. В Японии обсуждается введение всеобщего высшего образования. Если этот принцип ввести в России — вы за или против?

Если высшее образование рассматривать как способ получения диплома любой ценой, что присутствует в сознании многих родителей и учащихся в нашей стране, то я против. А вот высшее образование и развитие своих способностей за счёт непрерывного саморазвития считаю ценным.

10. Что главное вы поняли в жизни?

Понимание главного пришло, конечно, с возрастом. Правда, я и в молодости жила, предъявляя к себе высокие требования. Вот некоторые принципы, которыми я стараюсь руководствоваться:

— Если у человека порядок на столе, то у него порядок в голове;

— «…Человек выживает, когда он умеет трудиться; так умелых пловцов на поверхности держит вода» (К. Симонов);

— В любом деле следует добиваться максимальной успешности.

Разрабатывая проблему успешной социализации личности, пришла к выводу, что достижение успешности — это основа работоспособности, эффективного взаимодействия с людьми, сохранения здоровья и продолжительности жизни. Потому что успех — это главный источник положительных эмоциональных переживаний.

Соб. инф.