5 вопросов новым людям


Целый ряд важных кадровых назначений имел место в университете за последнее время. Вернулся к обязанностям первого проректора П.М. Вчерашний. Новый руководитель в департаменте международного сотрудничества — Павел Валерьевич ЛАПО. Новый директор в Институте нефти и газа — Любовь Александровна Кравцова. Давайте знакомиться!

СПРАВКА

Л.А. Кравцова окончила Ухтинский индустриальный институт в 1974 г., инженер-технолог. Несколько лет работала в Научно-исследовательском центре технологических лазеров Академии наук СССР. Здесь познакомилась с замечательным коллективом учёных, научным руководителем которых был академик Е.П. Велихов, потом В.Я. Панченко (сейчас возглавляет РФФИ). Из этого академического института была приглашена в Государственный комитет по науке и высшей школе Российской Федерации, реорганизованный в дальнейшем в Минобразования России. В министерстве проработала 16 лет, от ведущего специалиста до начальника Управления высшего профессионального образования, т.е. не только знает всю систему высшего образования страны, но и формировала основные подходы её развития. После министерства была ректором Национального института Высшей школы управления, здесь на практике столкнулась с теми требованиями, которые предъявляются современному вузу. Была руководителем более 30 проектов по заказу Минобрнауки России и Росмолодёжи, в том числе её институт был оператором национального проекта «Образование». Последнее место работы — Ухтинский государственный технический университет (УГТУ), куда Л.А. Кравцову пригласили поправить некоторые узкие места; была советником ректора, проректором по научной работе, проректором по учебной работе. Хобби: в студенческие годы в команде УГТУ любила играть в «Что? Где? Когда?».

1. Любовь Александровна, вы приехали из Коми, до этого долгое время были москвичкой. А где ваши корни, откуда вы родом?

Наши предки — терские казаки, так что корни с Северного Кавказа. Но дедушка был сослан на Север (это, наверное, роднит нас с Сибирью), и вся семья переехала в Коми. Там прошло моё детство, так что к морозам я привычна. И у наших вузов, считаю, много общего: мы ориентированы на конкретные потребности наших регионов. УГТУ, будучи опорным вузом «Газпрома», сотрудничал также с компаниями «Роснефть», «Лукойл», «Транснефть», готовит специалистов для нефтегазовой отрасли. В Красноярске я предполагаю продолжить сотрудничество с нашим бывшим ректором УГТУ, сегодня Президентом университета Николаем Денисовичем Цхадая, он обещает свою помощь, а это человек известный в нефтегазовом деле, он вице-президент консорциума нефтегазовых вузов, всю свою жизнь посвятил развитию отношений с предприятиями этой отрасли и тому, чтобы подготовку студентов сделать яркой, чтобы все выпускники были востребованы.

2. Приехать работать в Сибирь — решение для женщины экстремальное. Это черта характера — вы человек решительный?

Наверное, да. Я не боюсь браться за сложные дела. Когда в своё время согласилась быть начальником Управления высшего профессионального образования, это тоже было сложно. Более 300 вузов в непосредственном подчинении, плюс все проекты по развитию высшей школы в стране… Надо иметь смелость для такого.

И сейчас мне интересно решить поставленную задачу. Впрочем, это комплекс задач: блестящая аккредитация того, что не аккредитовано; развитие связей с бизнесом, формирование научных проектов так, чтобы эффект от них увеличился в разы (а для этого есть все возможности); укрепление кадрового состава; укрепление связей с другими образовательными структурами. И более активное участие в проекте «Кадры для цифровой экономики», потому что очень многие процессы в освоении месторождений сегодня основаны на самых передовых технологиях и требуют наличия и суперкомпьютеров, и супермозгов. Думаю, это будет интересно и студентам, и сотрудникам.

3. У вас уже сложилось представление об ИНиГ?

Я увидела, что та база, которая создана, содержит практически неограниченные возможности для совершенствования и привлечения новых проектов, крупных финансовых вложений, проведения серьёзных научных исследований, причём актуальных не только для региона, но и в рамках Федерации.

Считаю, сильные стороны ИНиГ СФУ — это достаточно твёрдые связи с производством, наличие соглашений и договоров, которые подтверждают как образовательную, так и научную состоятельность института. Материально-техническая база вообще не вызывает вопросов — пожалуй, она одна из лучших в Российской Федерации. Качество набора великолепное — сюда приходят ребята целеустремлённые, мотивированные, с хорошими баллами ЕГЭ.

4. Какие первые шаги вы уже сделали?

У меня свой подход к руководству. Вся деятельность должна быть рационально обусловлена, и люди естественным образом должны делать требуемые вещи и получать соответствующий результат. Пока для меня главное — знакомство с коллективом. Не всегда рассказ или даже первый взгляд дают верное представление о положении вещей. Стараюсь внести более демократическую нотку в решение вопросов. Хочу усилить функции учёного совета и комиссий совета — надеюсь, это приведёт к значительному повышению как методического обеспечения учебного процесса, так и научной составляющей.

5. Как вам понравился Красноярск?

Поразителен Енисей и то, что он зимой не замерзает. И этот лёгкий пар, и деревья в инее, и горы вокруг. Когда приезжаешь в такой большой город, ожидаешь привычной равнинности, и этот окружающий ваш город пейзаж производит неизгладимое впечатление.

СПРАВКА

П.В. Лапо имеет два высших образования: МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет, кафедра средних веков, 2011 г.; РЭУ им. Г.В. Плеханова, юридический факультет, кафедра административного и финансового права, 2014 г. Кандидат юридических наук — в 2016 г. защитил диссертацию по теме «Государственный строй Первого Латино-Иерусалимского королевства (1099-1187): историко-правовое исследование». Изучает историю крестовых походов и государств крестоносцев на Ближнем Востоке в XII-XIII вв.

1. Павел Валерьевич, у вас достаточно нестандартный «послужной» ряд. А что характеризует вас в первую очередь с точки зрения профессионального профиля?

Думаю, внимание к деталям. На этом строятся и мои отношения с сотрудниками, и работа с документами. Так я воспитан. Родился я в Красноярске-26, родители — юристы, закончили Красноярский государственный университет. Отец работал в органах МВД. Внимание к деталям было его профессиональной компетенцией, и мне эти навыки как-то органично передались.

2. Как вышло, что вы только по второму образованию юрист, а не сразу продолжили династию?

Когда я подавал документы в МГУ, можно было поступать на несколько факультетов. Одновременно подал на истфак и юрфак, но комиссия выбрала более удачно решённый вариант. Поступил на исторический — и совершенно не жалею, по духу я скорее историк, чем юрист.

3. Какой у вас личный опыт международного сотрудничества?

Можно посмотреть последние 6 лет, ещё с первой работы, хотя с международной деятельностью она была напрямую не связана. Я работал в НПЦ «Фармзащита» ФМБА России. Предприятие производит препараты в области ядерной и экстремальной медицины, и по долгу службы несколько раз в год приходилось участвовать в выставках, в том числе международных. Это был мой первый опыт работы с иностранцами.

Когда я перешёл на работу в Российский институт дружбы народов, общение на международном уровне стало постоянной частью моей жизни. Это и непосредственный контакт с иностранцами на занятиях, и участие в выставках мирового уровня, и командировки за границу. Опыт рос, можно сказать, по экспоненте. Многие навыки, которые, как я думал, будут не востребованы, оказались задействованы очень активно. Например, я не предполагал, что в преподавании мне понадобится французский язык. Или что история Китая, которую я учил четыре года, понадобится настолько, что буду её преподавать.

Вообще, моё первое образование мне очень сильно помогает, потому что мы за 5 лет прошли историю всего мира, начиная с ранних археологических эпох и заканчивая последними годами современности. Каждый регион мне так или иначе знаком, и когда я куда-то еду и общаюсь с людьми, очень легко находить общий язык, потому что знаю их историю, знаю, чем они живут. Правда, на Ближний Восток, главный объект моих исследований, съездить пока не удалось, но уверен, что до Иерусалима ещё доберусь.


4. Предыдущий руководитель департамента Я. Соколовский был китаистом. Ваша специализация повлияет на то, что сотрудничество будет преимущественно ориентировано на Ближний Восток?

Не думаю, что мы должны концентрироваться на каком-то одном направлении. Мы рады партнёрам и из Латинской Америки, и из Юго-Восточной Азии — откуда угодно. Считаю, что департамент международного сотрудничества в первую очередь должен облегчать работу преподавателей (скажем, когда кто-то собрался поехать за границу на стажировку или для преподавания) и жизнь тех студентов, которые приезжают к нам из-за рубежа. Наша работа скорее вспомогательная.

Работу с зарубежными партнёрами следует развивать при активном участии институтов, отталкиваясь именно от их интересов. Наша основная задача — помочь институтам, обеспечить нормальный процесс международного обмена студентами и преподавателями.

5. Какие первые шаги уже сделаны?

В настоящее время идёт работа по активизации Ассоциации выпускников. Иностранных студентов у нас — почти тысяча человек, но хотелось бы значительно увеличить их количество. Выпускники, особенно те, кто закончил учёбу уже несколько лет назад, могут помочь и с этим вопросом, и со многими другими, например, в плане развития научных направлений.

В. ЕФАНОВА

Похожие материалы