Скульптура TRANSFORMATION изменит всё

Самое удивительное культурное открытие этого года в СФУ состоится на следующей неделе: неповторимая скульптура неповторимого Даши НАМДАКОВА займёт своё место в сквере на въезде в кампус СФУ.

ОПИСАНИЕ

Ландшафтная скульптура TRANSFORMATION

Скульптура представляет собой голову человека, «слепленную» из каменных глыб, валунов и плит. Это образ одновременно предка и современного «универсального» человека. Для раскрытия темы автор создает внутри объекта пространство таинственной пещеры, в которой на стенах и потолке размещены истории, рассказывающие нам о духовной культуре, созданной до нас и для нас.

Часть каменного основания сформирована из артефактов — объектов культурно-исторического наследия всего человечества. Зритель узнает образы египетского сфинкса, индийского божества милосердия, китайского дракона, кентавра… В этом сюжете заключена интрига произведения. Сравнительная хронология изображенных памятников художественной культуры приводит нас к выводу о их сосуществовании в одном мировом пространстве, о единой картине мироздания и современного человека, получившего в наследство и природу, и уникальное искусство. Невысокий постамент произведения позволит зрителю самому стать исследователем тематического наполнения образа.

Марина Валентиновна МОСКАЛЮК, ректор Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, доктор искусствоведения

— Установка скульптурной композиции Даши Намдакова на территории СФУ — событие уникальное в художественной жизни края, страны и, не побоюсь лишнего пафоса, всего мира. Скульптор, выпускник Красноярского государственного художественного института 1992 года, имеет сегодня мировое признание, работы хранятся во многих крупнейших музеях России и за рубежом (Италия, Англия, Германия и т.д.), более двадцати монументальных ансамблей возведено им по всему миру. Язык бурятского мастера, воспитанного российской академической школой, понятен и крайне востребован мировой общественностью благодаря тому, что мистическим образом Даши чувствует живые связи с древними цивилизациями и огромным пластом общечеловеческой культуры, при этом блестяще владеет пластическим языком профессионального искусства и является в полной мере современным человеком.

Зная Даши с первых шагов его становления, я как искусствовед следила за каждым этапом его творчества. Увидев то, что он предлагает для кампуса нашего университета, искренне обрадовалась новому этапу развития мастера.

Аналогов монументу я не вижу ни у самого Даши, ни в целом в современной монументальной пластике.

Композиция вызывает сложнейший круг ассоциаций. Во-первых, как сейчас принято говорить, региональный компонент: эти камни — наши «Столбы», они вырываются из-под земли с огромной тектонической мощью, на них вдруг проявляются петроглифы первобытных сибирских культур... Одновременно возникают ассоциации с информационной эпохой: как ящички, файлы и папочки открываются неведомые нам миры или то, что мы давно забыли и спрятали, или то, что подсознательно стучит внутри нас и требует выхода наружу. В одной композиции в художественном образе синтезировались и античная колонна, и вся мировая культура, и Азия, и Европа, и человек, и природная стихия… Голова, в которой происходит борьба, разрывы, открытия, обретения, представляется символом внутренней жизни современного человека. Мудрость и глубина содержания сочетаются с интерактивностью: с головой-глыбой можно и нужно общаться, входить-выходить, спорить и любить, наконец, духовно и физически прикасаться, чтобы почувствовать себя сопричастным мировой культуре.

С нетерпением жду открытия, уверена, эта композиция Даши будет как магнит притягивать к себе не только студентов СФУ, но быстро станет в лучшем смысле слова культовым местом Сибири.

Анастасия Викторовна КИСТОВА, заместитель директора по научной работе Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова,
кандидат философских наук

— Даши Намдаков (р. 1967) — бурятский скульптор, график, ювелир и дизайнер — мастер высочайшего уровня. Можно сказать, что он определяет одно из современных художественных направлений в развитии мировой скульптуры. Сочетание архаичных образов степной Азии в её широком понимании (от скифов и древней Месопотамии до культуры Китая), архетипов европейской культуры (начиная с Античности и заканчивая творчеством мастеров кубизма и сюрреализма XX века) и традиционных приёмов русской реалистической традиции — основа его творчества. Создаваемые им образы, построенные на сочетании контрастов, обладают и салонным лоском, и диковинной странностью, и порой пугающей фантастичностью, и правдоподобием, доходящим до натурализма.

Появление в Красноярске ландшафтной скульптуры Даши — событие грандиозное! Мысль об этом родилась ещё в 2014 году, когда мастер впервые после долгого перерыва привёз в город, где он учился, свои скульптурные произведения. К тому моменту монументальные памятники, созданные по эскизам Намдакова, уже находились в Лондоне (Великобритания), Астане (Казахстан), Пьетрасанте (Италия), Кемеровской области и Забайкалье. Сам Даши мечтал создать скульптуру для города на берегах Енисея. За эти годы родилось несколько эскизов для разных зон нашего города. И вот наконец мы сможем увидеть удивительное ландшафтное произведение на территории кампуса Сибирского федерального университета.

На одной из самых высоких сопок Красноярска, среди сосен, обращённый ликом к городу встанет образ сильного, молодого, целостного человека. А может, и не человека вовсе, а артефакта — свидетеля всех мировых взлётов, всех культурных эпох от первобытности до наших дней.

Сам автор назвал этот образ TRANSFORMATION. Именно трансформацию, перерождение, развитие и преображение разных культурных кодов в единую матрицу жизни мы и увидим в этом путешественнике и мыслителе. Скульптура не только даёт возможность сопоставить древнеегипетскую, древнеиндийскую, античную, сибирскую и другие культуры, она создаёт возможность для уединения (внутри есть пространство, похожее на пещеру с древними наскальными рисунками), размышления и собственной трансформации.

Мне кажется, установка этой скульптуры станет новой точкой роста как для университета, так и для всего города.

Олег СУСЛОВ, кинорежиссёр и телеведущий

— Безусловно, это невероятное по щедрости и важности для искусства событие. Даши Намдаков — арт-звезда мирового уровня! Мы знаем, что его скульптуры, по заказу английской королевы, установлены в Лондоне. При этом Даши (рождённый в Бурятии) в интервью постоянно говорит слова благодарности своим красноярским учителям, без которых не состоялся бы его звёздный полёт в искусстве. Имя Намдакова уже сегодня стоит в одном ряду с выдающимися красноярцами Астафьевым и Хворостовским. В январе я был на выставке Даши Намдакова в Михайловском замке в Петербурге. Входя в залы музея, как красноярец я гордился, что этот невероятный, самобытный, трепетный в бронзе скульптор жил и учился на моей родине.

Эта композиция — грандиозное визуальное воплощение существования человеческой мысли во времени. Подлинная Тропа предков. Запечатлённые в пространстве и времени знания поколений. И эта потрясающая по мощи скульптура будет теперь наполнять новыми смыслами наши таёжные пространства.