Штучные люди и вещи

Выпускница Института управления, бизнес-процессами и экономики СФУ Татьяна ГОЛЬМ — отличный номинант для классической «истории успеха». Родилась в посёлке Абан в семье электриков, после школы поступила в СФУ, а уже в 19 лет стала директором брокерской компании, открыла собственный клининговый бизнес, выиграла тендер дочерней компании «Газпром» на 18 миллионов рублей. Сейчас Татьяне 26 лет, она директор собственного предприятия «Мебельного ателье Татьяны Гольм». И на достигнутом останавливаться не собирается.

— Татьяна, как обычно начинается ваш день?

— Утро — это для меня маленькая война, я лежу в кровати и договариваюсь с собой: надо вставать, надо ехать. В среднем 30 минут уходит на уговоры себя. Чтобы всё успевать, мне нужно начинать день очень рано. А самые напряжённые дни с пятницы по воскресенье, когда у людей заканчивается рабочая неделя, и они задумываются о покупке новой мебели. Полноценных выходных у меня не было уже три года.

— Такой напряжённый график — это особенность именно мебельной компании?

— Нет. Хотя совсем недавно я думала, что я — заложница своей работы и если сменю её, смогу жить по-другому. Летом я решилась на тест-драйв: договорилась с местным ресторатором и устроилась официанткой на неделю в одно из популярных красноярских заведений. Думала, что если смогу работать на незатейливой работе (такой, на которую можно устроиться в любом городе и с любым графиком), то буду чувствовать себя свободней от того, что хотя бы в теории существует такая возможность.

— Получилось перезагрузиться?

— Да, для меня это был хороший опыт. Мне казалось, что работа официанткой даст мне ощущение свободы, но уже на следующий день поняла, что я заложница не работы, а своей головы. Я начала просчитывать, сколько смогу получать «на чай» максимально, сколько денег смогу отложить и какой бизнес можно открыть. А самое смешное, что в первый же день ко мне пришли клиенты, которые заказывали у меня мебель. Надо было видеть их удивление!

Отработав первый день, в 4 часа утра я писала ресторатору: «Хлеб хранится неудобно, нужно переделать стойку». Я не могла спать. Хлеб падает, за день упало около 10 батонов. Для меня — это издержки, которые непозволительны.

Отработав неделю, я вернулась к своей работе счастливым человеком. Поняла, что от себя никуда не денешься, на любой должности я работала бы так же.

— Как проблему непозволительных издержек решаете на своём предприятии?

— У нас на производстве нет отходов. Остались опилки — их забирают рыбники, чтобы коптить рыбу; остались кусочки дерева — их забирают частники на дрова, мелкие остатки дерева отдаём дизайнерам для декора светильников или создания украшений. Рыбники, например, расплачиваются с нами рыбой, а нам не нужно думать, как вывозить и как утилизировать эти отходы.

— Помните свою первую работу?

— Да, мне было 17 лет, и я устроилась администратором в регбийный клуб «Красный Яр». Таких молодых не рассматривали, но меня взяли, так как в учебном комбинате при школе я получила специальность «Организация коммерческой деятельности» и хорошо знала программу 1С. Для родителей это был шок, они очень переживали из-за меня. Работа начиналась в 6 утра и заканчивалась в 11 вечера, но я до сих пор вспоминаю её как одну из лучших.

— Удавалось совмещать такой график с учёбой в университете?

— На бакалавриате я училась с тройками и закончила с большим трудом. Работу в «Красном Яре» пришлось бросить как раз из-за графика: к этому моменту учёба уже была под большим вопросом, и пришлось что-то решать. Но я вышла работать в другую компанию оператором 1С, там график был с 3 часов дня до 3 ночи. Конечно, утром очень хотелось спать, просыпала учёбу. По-прежнему не было мотивации. Я поступила в институт, а кем хочу быть — так и не знала. А в 18 лет я устроилась менеджером в брокерскую компанию, потом меня повысили до директора офиса, чуть позже у меня в подчинении было уже 3 офиса. Много работала, получала хорошую зарплату и не очень понимала ценность института. Зачем мне диплом? У меня ни разу его не спросили, я работаю и хорошо зарабатываю.

В то время я ещё упала с лошади и в двух местах сломала позвоночник. Целый год нельзя было сидеть, только лежать или стоять. На работе моё руководство разрешило поставить для меня диван, и я продолжила работать. А с учёбой стало ещё сложнее. Тогда директор института Зоя Андреевна ВАСИЛЬЕВА вызвала на серьёзный разговор моих родителей. Это на меня сильно повлияло.

Бакалавриат я закончила чудом и думала, что больше никогда не буду учиться. А потом стала замечать, что многие мои сотрудники поступают в магистратуру, и стала интересоваться: «Зачем это вам?». Когда я училась на бакалавриате, не относилась к институту как к месту возможностей. Теперь вижу: можно не работать, а хорошо учиться, писать научные статьи, получать повышенную стипендию. Твоя задача за время учёбы — накопить капитал идентичности, понять, кем ты хочешь быть, попробовать себя в этой сфере и получить опыт, пройти интересные стажировки.

Часто я слышу слова «жалко времени, которое я потратил на учёбу в институте» или «потратил не на ту работу». Или «я отучился и теперь знаю, что этим никогда заниматься не буду». Это нормально. Если бы ты не потратил это время, то не понял бы, что это не твоё. Часть твоей индивидуальности — это в том числе и то, кем ты не хочешь быть. Нужно просто понять, что ты делаешь хорошо.

— Но вы закончили бакалавриат, а позже поступили и в магистратуру. Как лично для себя ответили на вопрос: «Зачем мне учёба»?

— Когда я пришла в магистратуру, к учёбе относилась уже осознанно: у меня был собственный бизнес, и я пришла с другим подходом — я уже знала, кем хочу быть и чего ожидаю от учёбы. Меня удивило, что все стремятся помочь, преподаватели тратят своё личное время, всегда готовы ответить на любой твой вопрос, дать совет. Для меня это был совершенно другой подход, мне нравилось учиться, потому что все знания тут же внедряла в своё предприятие.

Уже с первой лекции магистратуры стало интересно. Лекцию вела Наталья Васильевна РАЗНОВА. Она задала стандартный вопрос: «В чём цель организации?». Большинство ответили «Деньги». Но правильный ответ: «Производить востребованный продукт». И для меня это был очень своевременный вопрос. Я как раз думала: запустить серийное производство или оставить индивидуальные заказы, высокий сегмент или низкий, массив или МДФ? И, конечно же, все эти вопросы рассматривались с финансовой точки зрения. И эта лекция полностью изменила мой подход. Деньги — не цель, а результат твоего труда и выбора твоего продукта потребителем.

За три года у меня была буквально пара клиентов, которые сделали один заказ, в среднем клиент делает от 3 до 12 заказов мебели. То есть люди постоянно возвращаются — делают выбор в нашу пользу, это хороший показатель.

— Расскажите про ваш самый первый самостоятельный бизнес.

— Мне было 19 лет, и это была клининговая компания. Я как раз сломала позвоночник и не могла себя обслуживать в бытовом плане: прибирать, готовить еду. Вспомнила про клининговые компании и позвонила в одну, но оказалось, что всё не так просто. Я сначала должна была дождаться представителя компании, который оценит стоимость уборки, потом мне нужно было съездить в офис, для того чтобы узнать стоимость услуг (по телефону не озвучивали даже примерной стоимости), подписать договор и только потом у меня дома убрали бы. Я не могла никуда ехать.

Потом всё же пришлось пройти все эти процедуры, и ко мне всё-таки приехал клинер — женщина за 50, перед которой мне было неловко, что она вынуждена убираться у меня, т.к. для неё, в силу возраста, это было физически тяжело. Я поняла, что
работу надо строить по-другому: открыла свою клининговую компанию с понятными ценами, на работу набирала только молодых ребят (преимущественно студентов), для которых эта работа была не физически сложным трудом, а возможностью обеспечивать свои финансовые потребности.

— Тендер на 18 миллионов рублей — как это произошло?

— Моя компания работала буквально 2 месяца, и ко мне устроилась Ирина СОШНИКОВА, она ещё была студенткой, у неё не было никакого опыта работы, но она прошла курсы в СФУ по госзакупкам и предложила поучаствовать в тендере. Я ничего в этом не понимала, и мы просто решили попробовать. Потратили 10 тысяч рублей на создание электронной подписи и ещё 300 тысяч на обеспечение заявки (эти деньги должны были нам вернуться после завершения конкурса). И внезапно мы выиграли тендер на клининговые услуги для компании ООО «Газпром добыча Ноябрьск» на 18 миллионов рублей! Но нужно было в течение 5 дней подписать контракт и приступить к оказанию услуг, иначе с нас спишут эти 300 тысяч рублей и оштрафуют на 2 миллиона рублей. А нам по 19 лет… Это была очень нервная ситуация, но всё закончилось благополучно. Контракт мы выполнили в полном объёме, без замечаний, и получили хорошие рекомендации.

— Как пришла идея мебельного ателье?

— Я попала в серьёзное ДТП, и пока лежала в больнице, клининговый бизнес дал трещину. Начала думать над идеей для другого предприятия. Решила, что мебель — это то, что мне интересно. Объехала все столярки с вопросами «А что вы делаете? А есть ли спрос?». Спрашивать — это нормально, никогда не нужно бояться этого. Нашла людей, которые сдали мне в аренду часть цеха, чтобы просто попробовать: получится или нет. Чтобы начинать бизнес, не нужны большие деньги. Потом поняла, что спрос есть, что мне нравится. С первого дня и до сих пор лично участвую в создании каждого изделия.

— Какой самый интересный был заказ?

— Реставрация венских стульев. Пред-приятие специализируется на изготовлении мебели из массива по индивидуальным заказам, но в небольших объёмах мы берём мебель и на реставрацию. Реставрирую я сама, это очень трудоёмкий процесс. И перед Новым годом мне позвонила женщина и сказала: «Я пенсионерка, и всё, что осталось от моей семьи, — это четыре стула, я копила пенсию и свои стулья готова отдать только вам». Это особая ответственность, отказаться от такого заказа было нельзя. Наверное, он самый запоминающийся и трогательный. А вообще за три года работы чего только у нас не заказывали: и подвесные кровати, и деревянное сиденье на унитаз…

— Как найти своё дело? Что бы вы посоветовали сегодняшним студентам?

— Заниматься тем, что нравится. Я думаю, самая большая ошибка — относиться к студенческим годам как к лёгкому и неважному времени. Даже книга такая есть — «Важные годы», очень советую её прочитать всем, кому от 20 до 30 лет, чтобы потом не расстраиваться, что жизнь прошла, а вы так и не поняли, кем хотели быть. Делайте то, что любите, и используйте возможности, которые открыты вам!

Татьяна Гольм советует прочитать
Когда не знаешь, какое решение принять: Элияху М. ГОЛДРАТТ «Цель. Процесс непрерывного совершенствования»

Когда не можешь настроиться и всё откладываешь на потом: Айн РЭНД «Атлант расправил плечи»

Чтобы не пропустить самое главное: Мэг ДЖЕЙ «Важные годы: Почему не стоит откладывать жизнь на потом».

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы