в плену у праздника

Наступает очень насыщенная праздниками пора. Конец декабря-начало января — это не только время зачётной недели и сессии, это новогодне-святочно-рождественские дни! Праздников так много, что они теряют своё неповторимое лицо, традиции празднования становятся неразличимыми. Что в этой ситуации может сделать филолог?. Как всегда — рассказать о тех словах, смысл которых оказался размытым. А когда он прояснится, более понятной, быть может, станет и суть праздника.

Первая путаница, которая возникает в эти предпраздничные дни, — это неразличение слов «святцы» и «святки».

Святцы— все святые или перечень их, составленный в порядке месяцев и дней года, в который празднуется или чествуется святой.
В соответствии с традицией имена при крещении на Руси (да и в других странах) давались в честь святых, почитаемых церковью. По происхождению почти все «русские» имена (Андрей, Александр, Иван, Дмитрий, Мария, Анастасия, Анна и пр.) иноязычные — греческие, еврейские, латинские. За много веков они отлично прижились в русском языке. Однако не любое имя попадало в церковные святцы — только те, которые носили канонизированные святые.

Часто от молодых людей, крестившихся уже во взрослом состоянии, можно услышать вопрос: Почему священник говорит, что такого имени, как у меня, нет? Действительно, многих имён, которыми нас назвали родители, нет в святцах. А оставить человека без «небесного покровителя» церковь не может. Вот и «переименовывает» священник тех, кто был назван неканоническим именем (Алина, Анжела, Артур, Руслан, Эдуард и пр.). Выбор второго имени — канонического, по святцам — происходит с учётом первого, оно подбирается по созвучию: Алина получает имя Ирина, Эдуард — Элизбар, Руслан — Рустик. Наше незнание церковных традиций и имён бывает очень велико, поэтому тем, кто крещён, лучше узнать как можно больше об имени своего святого.

День памяти святого становился для человека его главным личным праздником — именинами. Именинник — человек, празднующий свои именины, то есть день памяти своего святого. Вот почему именины издревле также называли днём ангела. Сейчас свои именины празднует редкий человек, обычно мы отмечаем день рождения. Нетрудно догадаться, что раньше (когда ребёнка крестили почти сразу после рождения) эти дни совпадали. Сейчас все три названия одного события стали использовать как синонимы.

Существует в языке традиция называть именинника новорождённым (произношение этого слова с ударением на «о» считается грубой ошибкой, которая распространилась из-за необязательности ставить «ё» в словах. А жаль! Некоторых речевых ошибок можно было бы избежать).

А что же святки? Святками называются 12 дней с 25 декабря по 6 января по старому стилю (с 7 по 19 января по новому). Иначе говоря, это «святые дни» или «святые вечера», и служат они воспоминанием дней Рождества и Крещения. На самом деле святость этих дней нарушается в народе всевозможными «суеверными обычаями»: гаданиями, переодеванием в шутовские наряды, плясками и пением особых песен — колядок. В святках, как и в празднике Ивана Купалы 7 июля, соединились церковное и народное, христианское и языческое. Это было, по утверждению этнографов, самое весёлое время на Руси.

Если вы изучали русскую классику, то без труда соотнесёте особенности российской великосветской жизни именно с церковным календарём. Балы занимали короткое время в декабре-феврале и после Пасхи. Бальная жизнь была очень интенсивной, возможно, именно потому, что она была очень коротка. Запрет балов в пост привёл к развитию такой формы светской жизни, как салон. Окончательно салон формируется в России к 1810-м годам.

Иногда о 25 декабря говорят как о «католическом Рождестве». Это не соответствует действительности, потому что речь идёт не о вере, а о церковном календаре. Не все церкви перешли на новый стиль. Действительно, католики отмечают Рождество в этот день, но также его отмечают протестанты и некоторые православные церкви, например, болгарская и греческая.

Существование двух календарных систем подарило нам возможность праздновать Старый Новый год (в ночь с 13 на 14 января) — специфический праздник, прижившийся у нас, склонных праздники продлевать.

Так что нас ожидает замечательное время. Надо лишь не запутаться в датах,
традициях и названиях.