«Золотая молодёжь» науки


Сегодня СФУ имеет самый большой набор в аспирантуру в Сибири. На 2019 год контрольные цифры приёма составляют 153 бюджетных места по 26 направлениям, охватывающим 104 научные специальности.

Успешно обучающиеся аспиранты получают не только академическую стипендию, но имеют возможность стать лауреатами стипендий Президента и Правительства РФ, стипендии по приоритетным направлениям и многих других. Научная деятельность обучающихся предполагает также участие в конкурсах и грантах, аспиранты проходят стажировки в ведущих российских и зарубежных вузах.


Приёмная кампания в аспирантуру стартует с 24 июня, вступительные экзамены пройдут с 1 по 7 августа. Впервые в приёмной кампании 2019 года при приёме в аспирантуру сумма конкурсных баллов будет состоять из баллов, полученных за сдачу вступительного экзамена по специальной дисциплине, и баллов за научные достижения (научные публикации, участие в научно-исследовательских грантах, патенты и пр.). Зачисление успешно прошедших конкурсный отбор планируется 13-15 августа. Срок обучения в аспирантуре зависит от выбранного направления и составляет 3-4 года очно и 4-5 лет заочно.

Наш университет обладает достаточной научно-исследовательской базой, современными лабораториями, а также высококвалифицированными научными кадрами. В 2018 году научное руководство аспирантами осуществляли 255 докторов наук и 123 кандидата наук. Иногородние аспиранты на время обучения обеспечиваются благоустроенными общежитиями. Всё это позволяет подготовить качественную диссертационную работу и успешно защитить её в диссертационном совете — а в СФУ действует 18 диссертационных советов, это больше, чем во всех университетах Красноярского края.

Совокупность всех возможностей позволяет «вырастить» успешных молодых учёных, сформировать новый профессорско-преподавательский контингент и получить своеобразную «золотую молодёжь» науки. Сегодня я расскажу о трёх таких молодых учёных.

Павел Сергеевич ПАНКИН в июне 2018 года защитил диссертацию кандидата физико-математических наук «Спектральные и поляризационные свойства наноструктурированных фотонных кристаллов». Получению учёной степени предшествовало окончание с отличием бакалавриата, магистратуры и аспирантуры СФУ.

Начиная с третьего курса Павел занимался исследованиями в области фотонных кристаллов под руководством профессора С.Я. ВЕТРОВА. По данной тематике им опубликовано 40 работ, в том числе 18 в журналах из перечня ВАК, а также входящих в ведущие всероссийские и международные базы цитирования.

Павел Панкин неоднократно представлял результаты своей работы на конференциях всероссийского и международного уровня, где его доклады отмечались дипломами высших степеней: «ECLC 2017» (МГУ, Москва); «ACLC 2017» (Тайвань); «PIERS-2016 и 2018» (Китай, Япония); «ФПО–2014» и «Оптика–2015» (С.–Петербург, НИУ ИТМО); «Всероссийский конкурс-конференция работ по оптике и лазерной физике» в 2014 и 2015 гг. (Самара, СФ ФИАН, диплом за 3 место) и др.

В 2017 году Павел Сергеевич проходил научную стажировку в Institute of Imagine and Biomedical Photonics, College of Photonics, National Chiao Tung University (Тайвань), где начал сотрудничество, которое оформилось в текущий международный проект РФФИ-МНТТ «Перестраиваемые таммовские плазмон-поляритоны и метаповерхности для топологической фотоники». В практическом отношении такие исследования открывают новые возможности управления светом и важны для целей нанофотоники и оптоэлектроники.

Павел Сергеевич участвовал в качестве исполнителя в грантах РФФИ, РНФ, в международном проекте Института физики им. Л.В.Киренского СО РАН и др.

Много времени он уделяет самообразованию, совершенствованию полученных знаний. За достигнутые результаты Павлу Панкину трижды назначалась стипендия Правительства РФ (2015-2017 гг.) и стипендия Президента РФ (2016-2018 гг.).

Павел Сергеевич активно занимается общественной деятельностью, как в стенах университета, так и за его пределами. В первую очередь — популяризацией науки и работой со школьниками в рамках олимпиад, открытых уроков и экскурсий.

Являясь трижды стипендиатом фонда В. Потанина, Павел занимался реализацией социально значимых проектов, поддержанных фондом.

Проект «Новый взгляд», выполненный в 2012 году, предполагал проведение в школах города уроков физики и химии с яркими опытами, показывающими, что учёба и наука могут быть увлекательными. Также была набрана группа школьников, с которыми в дальнейшем проводились занятия в университете. Проект был широко освещён в центральных российских и зарубежных СМИ и признан лучшим реализованным проектом фонда В. Потанина.

В 2015 году Павел Сергеевич был научным консультантом и одним из участников проекта «ФизЛаб» (Кулибинг-Studio), реализованного музеем интерактивной науки «Ньютон-Парк». В рамках данного проекта 40 школ безвозмездно получили в пользование набор с оборудованием, необходимым для проведения увлекательных опытов. Павел Сергеевич участвовал в отборе опытов, а также стал соавтором прилагаемой к набору книги. И этот проект был признан лучшим из реализованных фондом Потанина.

Ровно пять лет Павел Сергеевич отработал учителем физики в сельской школе п. Балай Уярского района Красноярского края. Выполняя также работу лаборанта, отремонтировал школьное оборудование для демонстрационных опытов и лабораторных работ. При его участии школьники посёлка принимали неоднократное участие в таких мероприятиях, как «Дни науки» и «Научное кафе» в СФУ, «Нулевое сентября» и «Научный бой» в «Ньютон-Парке». Благодаря усилиям учителя удалось безвозмездно получить много научно-популярных книг для школьной библиотеки от фонда «Династия». В 2016 году П.С. Панкину присвоена первая квалификационная категория учителя. В настоящее время Павел Сергеевич также преподаёт курс «Электротехника и основы электроснабжения» на кафедре электротехнологии и электротехники СФУ.


Ещё один «золотой» выпускник аспирантуры — прекрасная красивая девушка Екатерина Анатольевна ЧЖАН, сотрудник кафедры информатики Института космических и информационных технологий СФУ.

Вот что она рассказывает о себе: «Я пошла по стопам своих предков — мой дедушка, канд. физ.-мат. наук, писал диссертацию под руководством Л.В. КИРЕНСКОГО, ради чего специально переехал в Красноярск. Папа — доктор физ.-мат. наук, бабушка и мама — тоже физики по образованию. С детства я смотрела, как они готовятся к занятиям, пишут какие-то магические формулы на листочках и проверяют домашние работы.

Мне повезло: на 3 курсе бакалавриата предложили заниматься научной работой. Всё началось с летней практики. Полученные результаты вошли в бакалаврскую, магистерскую работы и послужили основой для кандидатской диссертации.

Учёбу в аспирантуре вспоминаю как один из самых интересных и счастливых периодов в жизни. Конференции в других городах, участие в различных конкурсах и мероприятиях. Насыщенное и очень разнообразное время!».

В 2015 году по программе ERASMUS+ Екатерина проходила стажировку в университете Кадиса, Испания. Полгода занималась научными исследованиями под руководством профессора Мануэля Аранна-Хименез, живя на берегу Атлантического океана. В Кадисе впервые в жизни Екатерина Анатольевна читала открытую лекцию на английском языке. По её словам, это было очень волнительно.

По результатам исследований, проведённых в Испании, было написано две статьи для журналов из базы Web of Science. Также Е. Чжан проводила занятия для магистрантов по теме «Интервальные переменные»,

Сфера интересов Екатерины Анатольевны — моделирование и управление производственными процессами. Благодаря научному руководителю А.В. МЕДВЕДЕВУ Екатерине удалось побывать на крупном металлургическом заводе и увидеть производство собственными глазами. Полученные на предприятии данные помогли добиться апробации результатов диссертационного исследования. А пока готовилась к защите кандидатской диссертации, начала… заниматься рисованием и записалась в художественную студию. «Очень полезно — три часа пытаешься нарисовать кружку, забывая об отзывах, оппонентах и защите в целом».

Сейчас Екатерина Анатольевна преподаёт в ИКИТ СФУ, продолжает заниматься научными исследованиями и является председателем Совета молодых учёных СФУ.

Е. Чжан также была лауреатом многих конкурсов, в том числе получила Государственную премию Красноярского края в 2017 г., премию АКБ «Международный финансовый клуб» за исследования систем моделирования и управления производственными процессами в условиях неполной информации; грант от Краевого фонда науки на проект «Компьютерная система для диагностики электрорадиоизделий» (2015 г.) и др.


Анастасия Николаевна САФОНОВА, аспирантка кафедры систем искусственного интеллекта, обучается по направлению «Информатика и вычислительная техника», специальность «Теоретические основы информатики». Научные руководители — Юрий Анатольевич МАГЛИНЕЦ (к.т.н., доцент ИКИТ) и Siham Tabik (PhD, исследователь Университета Гранады).

В настоящее время в рамках договора о двойных дипломах Анастасия проводит научное исследование по теме «Методы классификации растительных сообществ Центральной Сибири на основе анализа трендов значений вегетационных индексов» в Гранадском университете в Испании. Анастасия в совершенстве знает английский язык и теперь изучает испанский.

За время обучения в аспирантуре дважды являлась участником Программы международной мобильности ERASMUS+, а также Программы стипендий Президента Российской Федерации для обучения студентов и аспирантов за рубежом. Участник проекта РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами», где испробовала метод глубокого обучения на свёрточной нейросети для лесной отрасли, в частности, в распознавании степени поражения пихтовых деревьев уссурийским полиграфом (Polygraphus proximus Blandford), ситуация с которым в Сибири приобрела стихийный характер.

Находясь в данный момент в Испании, Анастасия Николаевна рассказывает: «Так как моя научная область связана с дистанционным зондированием Земли и ботаникой, я провожу рабочее время на двух факультетах Университета Гранады: информационном и ботаническом. Испанцы очень дружелюбные и отзывчивые, всегда готовы помочь в любой ситуации, поэтому вхождение в коллективы было лёгким. Ещё в мой первый приезд в эту страну мне назначили тьютора Juan Jose, который познакомил меня с культурой и традициями Испании и города Гранада. За время стажировок в Гранадском университете я прошла курс «Глубокого машинного обучения», включая такие темы, как «Свёрточные нейронные сети», «Рекуррентные нейронные сети», курс практических занятий под руководством научного руководителя Siham Tabik. В течение первого года обучения мы провели много новых экспериментов, которые ранее не встречались в литературе, а также подготовили статьи в научные рецензируемые журналы и устные доклады на российские и международные конференции. Так как наши научные цели и личные интересы совпадают, и количество новых идей растёт, мы продолжаем совместную работу».

Ну что, разве такая насыщенная и яркая жизнь аспирантов не позволяет назвать их новым классом «золотой молодёжи» и надеждой российской науки?..

О.А. ГРИГОРЬЕВА, руководитель департамента подготовки кадров высшей квалификации СФУ

Похожие материалы