Удостоверение №1

Ещё в январе этого года мы должны были отметить 50 лет со дня основания Красноярского госуниверситета — базового вуза, вошедшего в состав СФУ. Но зимой даже самые значительные даты были потеснены грандиозным событием – надвигающейся Универсиадой. Тем не менее юбилейный для КГУ год ещё не прошёл, и историческая справедливость требует отдать дань уважения университету-прародителю. Мы планируем опубликовать небольшую серию заметок, посвящённых КГУ, а сегодня предлагаем материал, подготовленный сотрудниками Музея СФУ.

Наверное, читателю интересно узнать — кто же был обладателем самого первого удостоверения КГУ?

А сохранила и передала его в Музей СФУ Нэлли Васильевна МУРАШКО, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики, ветеран труда КГУ, стоявшая у истоков создания физического факультета.

Родилась Нэлли Васильевна в Красноярске 9 февраля 1936 года. После окончания школы с 1950 по 1954 годы училась в педучилище им. Горького. В 1954 году поступила в Красноярский пединститут на физико-математический факультет. В 1958-м окончила вуз с красным дипломом. Преподаватели уговаривали остаться в городе на комсомольской работе, но ответственность за будущую профессию и дух романтики взяли верх. И вчерашняя выпускница уезжает на Усть-Ману, где 5 лет работает в местной школе учителем физики, астрономии и математики.

В 1963 г. Мурашко приглашают преподавать в открывшийся по инициативе академика АН СССР Л.В. КИРЕНСКОГО Красноярский филиал Новосибирского госуниверситета. Первым директором филиала стала Галина Романовна БАЛУЕВА (к.ф.-м.н, впоследствии — декан физического факультета, зав. кафедрой биофизики университета). Здание находилось на пр. Мира, 49.

Нэлли Васильевна вспоминает, что все первые годы среди абитуриентов были большие конкурсы: 4-5 человек на место.

Студенты из сёл и деревень составляли 20%, а городские — 80%. Первый набор был ограничен: 25 биофизиков, 25 математиков, 25 физиков.

Штат преподавателей состоял из выпускников Ленинградского, Московского, Свердловского, Одесского, Томского университетов. Приезжали с семьями, многие осели в Красноярске навсегда. Первые документы в штатном расписании были оформлены на сотрудников Мурашко Нэлли Васильевну и Луценко Лидию Ивановну.

Нэлли Васильевна с трепетом вспоминает, как в отделе кадров ей выдавали удостоверение и сказали: «Вы у нас самый первый преподаватель в штатном расписании, как космонавт номер один!». И с какой гордостью раскрывала она удостоверение № 1, идя через проходную!

В филиале сразу же была организована кафедра общей физики, которой заведовал Александр Яковлевич ВЛАСОВ. Нэлли Васильевна создала там лабораторию физической механики. Аппаратуры не было, приходилось ездить в Москву, проводить необходимые эксперименты в Московском институте физики.

В КФ НГУ Н. Мурашко преподавала ядерную физику и физику твёрдого тела. Ставили опыты и в механических мастерских Института физики, где рабочие под руководством заведующего мастерскими Виктора Андреевича КУШНАРЕНКО изготавливали части установок, вбивали в стены штыри, подвешивали крюки к потолку. Через два месяца студенты, приехавшие из Новосибирска, уже начали делать лабораторные работы по механике под руководством ассистента Н.В. Мурашко.

Из воспоминаний Нэлли Васильевны от 09.02.1994 года: «Очень живо я помню эту лабораторию, просторную и солнечную. В маленькой комнате стояли 3 установки. Одна была посвящена определению модуля Юнга методом резонанса стержня. Когда включался двигатель, вибрировал, казалось, весь мир, а из кабинета Балуевой приходила девушка и просила утишить вибрацию. На стержень было прикреплено маленькое зеркальце, на которое падал свет. При нагрузке на стержень зайчик перемещался. Весь процесс доставлял много хлопот. И когда, наконец, я поймала световой зайчик, то тут же побежала звонить Александру Яковлевичу Власову. Говорю ему радостно: «Я зайчик поймала». А он: «Мурашко, говори понятно, кого поймала?».

В двух других установках определялась скорость пули. В одной — по отклонению ящика с песком, подвешенного к потолку, а в другой — по углу поворота двух картонных дисков, отстоящих друг от друга на
1 м и сидящих на одной оси. Производились два выстрела: по неподвижным и вращающимся дискам. Стрелять разрешалось только в присутствии преподавателя. Стреляли из настоящего нарезного оружия (малопульки). Перед занятием шла в Институт физики и там в первом отделе брала малопульку
и коробочку с патронами и возвращалась с винтовкой через плечо на Мира, 49. После занятия всё сразу же относила назад».

На кафедре Нэлли Васильевну приняли в партию как активного, ответственного и инициативного преподавателя. Много лет она была секретарём парторганизации физического факультета. Затем три года училась в аспирантуре (научным руководителем был А.Я. Власов). В 1971 году Н.В.Мурашко была присуждена учёная степень кандидата физико-математических наук, а в 1975-м —
учёное звание доцента.

В 1980 году был построен первый корпус Красноярского госуниверситета на Свободном, 79, для физфака. Нэлли Васильевна помнит, как они переезжали в новое здание на «гору». Преподаватели вместе со студентами мыли окна, наводили порядок в аудиториях. Затем на кафедру привезли долгожданное оборудование. Вскоре открыли методический кабинет физики и астрономии, который возглавила Нэлли Васильевна. Она вела активную работу с учителями города, участвовала в опытных мероприятиях по созданию методик проведения учебных занятий, разработала методические материалы для преподавателей вузов «Практические занятия по физоптике». На протяжении многих лет была куратором у студентов, проработав в КГУ до 2003 года. К этому времени общий стаж Н.В. Мурашко составил 45 лет.

Нэлли Васильевна давно на пенсии, но ведёт активный образ жизни: она член президиума Октябрьского отделения общества «Знание», методист «Воскресной школы», по воскресеньям ходит в церковь, поёт в хоре ветеранов труда «Секрет» в Академгородке. Не забывает и про накопленный преподавательский «багаж знаний» — готовит абитуриентов для поступления в вузы. И всё это, наверное, потому, что её жизненный девиз из любимой песни — «Главное, ребята, сердцем не стареть!».

Е.В. КОЛЕСНИКОВА, методист Музея СФУ

Похожие материалы