Визуализация сути: образы Тайваня

Выставка тайваньской фотографии «Под маской. Сущность современности» рассказывает посетителям о периоде гоминьданских реформ.

Потерпев поражение в противостоянии с коммунистической партией Китая в 1949 году, члены партии Гоминьдан во главе с Чан Кайши были вынуждены бежать на Тайвань. Обосновавшись на острове, партия в первую очередь провела аграрную реформу: выращивались экспортные агрикультуры, налаживалась деревенская инфраструктура, почти 90% крестьян стали собственниками земель. Всё это при финансовой поддержке США привело к быстрому экономическому росту. Радикальные изменения в экономике сделали Тайвань одним из четырёх «азиатских тигров» — стремительно развивающейся страной Дальнего Востока. Об историческом периоде Тайваня 60-90-х гг. ХХ века принято говорить как о «тайваньском экономическом чуде». Однако рождение новой системы сопровождалось насильственным уничтожением традиционного Тайваня.

Вплоть до восьмидесятых годов культура коренного населения Тайваня подавлялась. Аборигены считались нецивилизованными существами. Тем не менее «цивилизованные» материковые китайцы, запечатлённые в серии «На дне города» Хэ Цзин-тай, выглядят дикими в своём бродяжничестве. Окружённые маргинальным урбанистическим пейзажем персонажи фотографий как бы спрашивают зрителя, действительно ли цивилизация — это необходимость.

У Чжэн-чжа, из серии «Красоты Тайваня» — «Рекламные щиты и рисовые поля»

У Чжэн-чжа, из серии «Красоты Тайваня» — «Рекламные щиты и рисовые поля»

Коренные жители Орхидеевого острова с фотографий Пань Сяо-ся, напротив, кажутся счастливыми. Несмотря на то что ритуал экзорцизма в одной из работ может напугать, он строго организован, наполнен глубоким символизмом и отражает сложный комплекс верований народа тао. Будучи племенем, целиком зависящим от океана, тао большое значение придают лодкам. Настоящий мужчина, по их мнению, должен за жизнь построить хотя бы одну. Поэтому неудивительно, что тао даже в обряде экзорцизма используют лодку как ритуальный инструмент.

Хотя теорию культурного релятивизма, говорящую о равенстве и самодостаточности культур, нередко критикуют, современное тайваньское правительство решило последовать её основному принципу. В 2016 году президент Цай Ин-вэнь официально извинилась перед населением Орхидеевого острова за дискриминацию в прошлом и пообещала защищать их право на дальнейшее самостоятельное развитие.

Так как в период быстрого экономического роста Тайвань испытывал влияние со стороны Японии и Америки, это не могло не отразиться на национальной самоидентификации тайваньцев. Всё, что пришло к ним из других стран, считается современным, своё же они называют традиционным. Дихотомия «современность-традиционность» прослеживается в фотографиях У Чжэн-чжа. На одной из них мы видим рисовое поле, над которым возвышаются два рекламных баннера. Причудливый контраст осмысливается с трудом. Рисовые поля до сих пор возделываются вручную, как сотни лет назад. И, согласитесь, странно представлять крестьянина Х века, смотрящего рекламу во время сбора риса. Но такое возможно в сегодняшнем Тайване.

Не всегда традиция и современность противоречат друг другу, порождая фантастические контрасты. В работе Цю-Го-цзюня «Земля, по которой бродят божества» мифология и технология вступают в дружеский диалог. Эта вышивка по шёлку напоминает о прозрачности завесы между горним и дольним мирами и подводит зрителя к мысли, что божества, несмотря на технологический прогресс, по-прежнему наблюдают за людьми. Технология не задушила религию, но помогла ей заиграть новыми смыслами в контексте современности. Религия стала ближе и понятнее. Не о том же ли говорилось в песне The Cranberries «What if God Smoked Cannabis»? Вот и у Цю-Го-цзюня боги хоть и не курят, но зато водят микроавтобус, как поют The Cranberries в припеве.

Цю-Го-цзюнь, «Земля, по которой бродят божества»

Цю-Го-цзюнь, «Земля, по которой бродят божества»

Работы 35 авторов, участвующих в выставке, представляют собой крупный срез тайваньской фотографии за последние шестьдесят лет. В них нашлось место и повседневным сценам, и вопросам культурной принадлежности, и отсылкам к американскому концептуальному искусству. Выставка подобного масштаба проводится в Красноярске впервые и даёт уникальный шанс увидеть, что происходит под маской государства, славящегося ультрасовременными городами.

Снежана СИРЕНКО
Выставка работает до 17 ноября