Сибирские пейзажи Бориса Ряузова

Его можно назвать художником-корреспондентом, ведь те места и события, которые он фиксировал в своих живописных работах, никогда не были запечатлены на камеру. В частности — места в Туруханске и селе Шушенском, где в своё время отбывали ссылки Сталин, Ленин. Первый мастер Красноярска, удостоенный звания народного художника РСФСР, Борис РЯУЗОВ известен своими историческими пейзажами. В этом году мир искусства отмечает сто лет со дня рождения красноярского художника.

Тема ссылки для Ряузова была близкой и в какой-то степени — основополагающей. Когда Борису исполнилось двенадцать лет, его отца признали кулаком и вместе с семьёй сослали в село Покур Сургутского района Омской области. И хоть жизнь в Покуре была нелёгкой, возможно, именно благодаря сибирской ссылке Ряузов смог научиться передавать свои идеи через пейзаж. Сплавы по Оби, многодневные охота и рыбалка воспитали в нём способность вдумчиво наблюдать за природой: «Смотрю на окружающее меня великолепие и хочу разгадать тайные письмена природы, понять мелодию этой чудесной песни». Повинуясь этому желанию, в 1939 году Ряузов поступает в Омское художественное училище, но спустя два года уходит добровольцем на фронт, где, несмотря на нехватку материалов, не перестаёт рисовать, оттачивая мастерство.

Вернувшись с войны старшим сержантом, Ряузов перестаёт считаться ссыльным и отправляется в художественную экспедицию в Туруханск — рисовать свою знаменитую «Туруханскую серию», посвящённую ссылке Сталина. Примечательной можно назвать панораму «Станок Курейка»: искусствоведы говорят об этом весеннем пейзаже как об оптимистичном предчувствии светлого будущего. И правда — хотя мороз всё ещё щиплет нос и щёки, под снегом уже журчат первые ручьи, а сквозь армаду туч вот-вот пробьются лучи рассвета. Смотришь на эту картину — и начинает казаться, будто в ботинки сквозь шерстяные носки просачивается холодная вода.

«Станок Курейка», 1949 г. Холст, масло

«Станок Курейка», 1949 г. Холст, масло

В 1960-е годы Ряузов работает над Шушенской серией, или, как она официально называется, над серией «Исторические места Сибири, связанные с жизнью и деятельностью В.И. Ленина». Как и в туруханских работах, в пейзажах преобладает мрачный колорит: тёмное небо,

«Окно В.И. Ульянова»,  1969 г. Холст, масло

«Окно В.И. Ульянова», 1969 г. Холст, масло

серо-белый снег, бурые бревенчатые дома. Виды села Шушенского строги и мужественны. Тем не менее теплотой и лиризмом «Светланы» Жуковского светится «Окно Ульянова». Как и на многих других работах Ряузова, здесь нет людей. Тем самым «Окно Ульянова» подобно барашку, которого лётчик рисовал Маленькому принцу в сказке Экзюпери. «Вот тебе ящик. А в нём сидит твой барашек» — «Вот вам домик. А в нём работает Ленин».

В каждой картине Ряузова спрятан подобный ящик с барашком. Японская эстетика говорит о таких работах как о воплощении духа «югэн» — недосказанность в них наполнена бОльшим смыслом, чем написанное кистью. Взять хотя бы ряузовские военные работы — в них мы тоже видим исключительно природу. Но природу страдающую, с бороздами-ранами в земле, с нахмуренными тучами-бровями. Поставив себе целью говорить о человеке языком сибирских пейзажей, Ряузов стал настоящим мастером ораторского искусства в пейзажной живописи.

В 80-е он выходит за рамки жанра и создаёт картины, которые смело можно отнести к абстракциям. Северные ландшафты в его исполнении родственны «Белому на белом» МАЛЕВИЧА, а работа «Небо» затягивает в свою условность и бескрайность с первого взгляда. У Алексея КОСТЮШКИНА есть строчки, точно описывающие ощущения, которые это полотно вызывает:

Странный рассвет, перекошенный сон,

Я стану лёгким!

Легче чем ты, даже легче чем он —

И вы поймёте,

Что это не просто пение птиц,

Не опустевший предел…

Взмах лёгких крыл, как движенье ресниц,

И я полетел, полетел, полетел

В открытое небо!

«Небо», «Окно Ульянова» и другие картины художника можно увидеть на выставке «Борис Ряузов. Живопись» до 8 декабря в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова. В Доме художника и в Региональном отделении Российской академии художеств также проводятся выставки-ретроспективы, посвящённые творчеству Ряузова. Многие из работ выставляются впервые.

Снежана СИРЕНКО, магистрант