НОК и ССР в начале пути

С момента образования СФУ было предпринято немало попыток интегрировать деятельность институтов, имеющих экономическую направленность. Таких институтов у нас уже четыре — Торгово-экономический, Институт экономики, управления и природопользования, Институт управления бизнес-процессами и экономики, Институт гастрономии. Вопросы единых стандартов, согласованных образовательных программ, качественного методического обеспечения и т.д. для этих достаточно разноплановых институтов остаются весьма актуальными. И вот, наконец, проблема начала решаться. Принято положение о создании научно-образовательного комплекса в сфере экономики и управления, достигнуто понимание и согласие всех заинтересованных сторон по поводу того, куда двигаться дальше. Сегодня проректор по учебной работе Д.С. ГУЦ комментирует новое положение и отвечает на вопросы редакции о том, какие задачи будут решаться в ходе поэтапной модернизации экономического образования.

— Денис Сергеевич, дело ведь не только в принципе «одного окна» и в унификации подходов и программ… Зачем интеграция необходима? Экономическое образование в СФУ должно отвечать каким-то иным современным вызовам, применять лучшие практики, обеспечивать лидерство?

— Вы правы. Чисто механическое объединение никому (ни руководству вуза и институтов, ни сотрудникам и преподавателям) не нужно. Мы должны получить системные эффекты от объединения институтов в научно-образовательный комплекс (НОК).

В процессе кропотливой совместной работы с директорами институтов мы достигли общего понимания организационной модели, которая имеет два уровня. Первый уровень — стратегическое управление научно-образовательной, международной, проектной деятельностью в рамках НОК в области экономики и управления. Второй уровень – оперативное и тактическое управление научно-образовательной, международной и проектной деятельностью в рамках институтов.

Стратегической целью деятельности всего НОК является генерация новых мультидисциплинарных знаний, профессиональных компетенций, навыков и моделей экономического образования, отвечающих на новые глобальные технологические вызовы в условиях цифровой экономики. Достижение этой цели позволит нам создавать условия для подготовки таких специалистов, которые будут уверенно чувствовать себя на глобальном рынке труда, обладать теми компетенциями, в которых остро нуждается бизнес. Ведь университет должен быть не только лидером в области науки и образования, но и оказывать положительное влияние на развитие города, региона и страны в целом. Нам предстоит вырастить новое поколение профессионалов, к которому общество уже сформулировало заказ на новый социально-экономический уклад.

— Принцип двух уровней управления, похоже, всех устроил. По-прежнему остаются институты, которые будут вести всю ту же образовательную, научную, исследовательскую деятельность. И создаётся стратегический совет, который будет определять приоритеты, формировать новые структуры и т.д. Начал ли работать этот совет и что является для него задачей номер один?

— Совет по стратегическому развитию (ССР) станет высшим коллегиальным органом управления НОК. Его создание планируется сразу после утверждения штатной структуры департамента стратегического развития, в ближайшее время приказ будет подписан.

В составе ССР в обязательном порядке будут представлены директора институтов НОК, научный руководитель комплекса, руководители организационных подразделений и коллегиальных органов управления комплекса (научно-технического, экспертного, учебно-методического советов НОК). Кроме того, в состав ССР могут быть включены представители кафедр институтов из числа научно-преподавательского состава, а также представители студенческих объединений и органов.

К исключительной компетенции совета будет относиться определение стратегических приоритетов развития экономического и управленческого образования в университете; обсуждение и утверждение перспективных, среднесрочных и краткосрочных планов работы НОК и его подразделений.

— В положении о НОК также перечислен ряд межинститутских подразделений: лаборатория «Экономико-математическое и информационное моделирование», НИЦ развивающихся экономик; НИЦ пространственного развития Ангаро-Енисейского макрорегиона и комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». Это новые структуры или уже работающие? Их задача — прикладные исследования по заказам или обеспечение научного лидерства?

— В модели экономического и управленческого образования мы предусмотрели как реализацию уже существующих проектов, так и возможность разработки новых. Создание межинститутских структур позволит оптимизировать образовательные программы всех институтов, повысит качество преподавания дисциплин — это первое. Второе — координируемое департаментом стратегического развития объединение усилий всех институтов в реализации комплексных научно-исследовательских проектов даст синергетический эффект. Мы планируем продолжать работу по таким проектам, как Президентская программа подготовки управленческих кадров, совместный проект с Шаньдунским университетом экономики и финансов, MBA, оценка бизнеса и др. Есть уникальные наработки в Институте гастрономии. Он стал первой в России научно-культурной платформой, объединившей образовательные направления ресторанной сферы: Высшая школа ресторанного менеджмента и Высшая школа гастрономии от INSTITUT PAUL BOCUSE.

С 2013 г. СФУ является участником федерального Проекта 5–100, призванного повысить престижность российского высшего образования. Проект предполагает включение СФУ в процессы формирования и решения задач «цифровой экономики» в Красноярском крае и в России. Создание отраслевых цифровых технологических решений, а также цифровой среды отвечает на вызовы «цифровой революции» и связанные с этим возможности.

— Вы упомянули кроме стратегического и другие советы в НОК — научно-технический, экспертный, учебно-методический. Все они, видимо, необходимы для организации профессионального сообщества и коммуникаций…

— НОК — это современная структура управления, которая подразумевает многоуровневость принятия решений, а также открытость информации. Конечно, образовательные программы частично нужно пересматривать и модернизировать, также открывать новые направления как в бакалавриате, так и в магистратуре, которые будут интересны школьникам и студентам не только в России, но должны получить международное признание. Для этого необходимо создавать программы в связке с другими образовательными организациями, в том числе международными, развивать сетевые формы обучения. У нас уже есть примеры реализации подобных программ, будем это продолжать.

— Заявлена также задача развития инфраструктуры — какие в этом направлении предполагаются изменения?

— Университет уже обладает развитой инфраструктурой, и важной задачей является её поддержание. У нас, как известно, один из лучших в стране кампусов, общая площадь которого более 12 км2. Но для разворачивания широкого спектра поисковых активностей (исследовательских, проектных, создания новых практик) необходимо оформить коммуникационную площадку для поиска партнёров и выстраивания вертикальных и горизонтальных связей. Взаимное сотрудничество позволит размещать на наших площадях современное исследовательское оборудование, студенты смогут обучаться на нём. Кроме того, совместно с крупными работодателями в Красноярском крае планируется организовывать учебные пространства непосредственно на базе предприятий, где и будет проходить обучение.

Соб. инф.

Похожие материалы