Знай русский


На прошлой неделе состоялось заседание Совета при Президенте РФ по русскому языку. Представитель Казанского федерального университета — директор Института филологии и межкультурной коммуникации Р.Р. Замалетдинов выступил там с инициативой закрепить за федеральными университетами статус опорных вузов по продвижению русского языка за рубежом и распределить между ними геополитические зоны ответственности. Президент идею поддержал, и уже в 2020 году заседание совета пройдёт в Казани, где будут обсуждать более конкретные предложения.

Сам КФУ давно и успешно работает с тюркоязычными странами. А что скажут сибирские филологи? Мы обратились к директору Института филологии и языковой коммуникации Л.В. КУЛИКОВОЙ с просьбой прокомментировать готовность лингвистов СФУ к продвижению русского языка за рубежом.

— Людмила Викторовна, какой опыт есть у ИФиЯК в продвижении русского языка в других странах?

— К нашему опыту можно отнести преподавание русского языка сотрудниками ИФиЯК в вузах-партнёрах. Так, мы работали в 2007-2010  гг. в Хэйлунцзянском университете (КНР); с 2017 по настоящее время в университете г. Ланчжоу (КНР); с 2013 г. по настоящее время — в университете г. Тэджон (Республика Корея).

В целом всё, что делают кафедра русского языка как иностранного и кафедра русского языка и речевой коммуникации, есть продвижение русского языка: обучение иностранных студентов на программах бакалавриата и магистратуры ИФиЯК, ежегодные языковые стажировки студентов вузов-партнёров из КНР, Японии, Испании, Италии, Германии; организация и проведение летних языковых школ; интернет-олимпиады; мастер-классы для учителей республик Казахстан, Кыргызстан, Беларусь по обучению русскому языку учащихся соответствующих территорий (через департамент довузовской подготовки) и многое другое.

Сюда же можно отнести проведение институтом научно-практических конференций с круглыми столами по вопросам методики преподавания русского языка как иностранного, межкультурному диалогу и мастер-классами с приглашением коллег из Германии, Финляндии, Польши, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и других стран.

— А если, подобно Казанскому университету, выбирать территорию для геополитического влияния — что логично было бы «закрепить» за русистами СФУ?

— Думаю, «наша» территория — это КНР, Корея, Тайланд, Вьетнам, Монголия, а также бывшие союзные республики — Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан. В Таиланде мощная русская диаспора с детьми — можно дистанционно их учить; во Вьетнаме много экспатов.

— Какие ресурсы у нас есть сейчас и что нужно бы сделать ещё, если СФУ включится в решение этой задачи?

— Скорее всего, в РФ будет назначен вуз — центр по продвижению русского языка (не исключено, что это будет Государственный
институт русского языка им. А.С. Пушкина или РУДН), который будет отвечать за разработку программы мероприятий по продвижению русского языка. В число этих мероприятий войдут и обучающие программы, и дистанционные курсы, и научно-практические события. А федеральные университеты будут это реализовывать. Но я бы хотела отметить, что команда преподавателей нашего института уже имеет опыт разработки собственного массового открытого онлайн-курса, в прошлом учебном году был запущен курс «Твои сибирские каникулы», рассчитанный на студентов, начинающих изучать русский язык как иностранный. В планах — создание подобного онлайн-курса специально для студентов из КНР, которые составляют основную долю иностранных студентов подготовительного отделения ИФиЯК.

Что касается ресурсов СФУ — в структуру ИФиЯК входят не только упомянутые кафедры, обеспечивающие подготовку бакалавров-лингвистов, но и подготовительное отделение для иностранных обучающихся, которые учат русский язык, чтобы в дальнейшем поступить в СФУ или другие вузы. Кстати, хорошо бы активизировать работу университета по привлечению абитуриентов из дальнего зарубежья: в этом учебном году на подготовительном отделении учится 57 человек.

Если же думать о росте, то требуется расширение штата преподавателей-русистов с их обучением на курсах повышения квалификации по русскому языку как иностранному. И следует подумать о местах в общежитиях и аудиторном фонде. Хотя СФУ последние годы активно строился, при большом притоке иностранных студентов с размещением могут возникнуть проблемы.

Соб. инф.

Похожие материалы