Из поколения первых


Есть имена, которые вписаны в историю вуза навсегда. И сколько бы лет ни прошло, говоря о годах становления, об успехах и достижениях, каждая кафедра и каждый институт вспомнят своих основателей, лидеров научных школ, учителей.

Он учился у Игнатия Рождественского, дружил с Виктором Астафьевым. В 22 года стал директором школы, при этом высшее образование получил значительно позже. Занимался научными исследованиями совместно с красноярскими магнитологами под руководством академика Л.В. Киренского. Он был первым заведующим кафедрой физики Красноярского института цветных металлов. 17 декабря 2019 г. исполняется 100 лет со дня рождения профессора Николая Ивановича СУДАКОВА.

Детство и юность Николая Судакова прошли в посёлке Маклаково (ныне Лесосибирск). Его учителем русского языка и литературы был известный сибирский поэт Игнатий Дмитриевич РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. У Рождественского учился и наш сибирский писатель Виктор Петрович АСТАФЬЕВ, и уместно вспомнить, как Астафьев позже говорил об этих уроках литературы: «Мы читали и слушали стихи Пушкина, Некрасова, Лермонтова. Мы любили творения этих великих поэтов, но они писали и про дворян, и про «немытую Россию», а вот про нас, про Заполярье, про Игарку писал Игнатий Дмитриевич. И нам, конечно же, стихи его казались самыми прекрасными». Во время Великой Отечественной войны стихи Рождественского, пронизанные чувством истинного патриотизма и любви к Родине, доходили до передовой. Дошли и до Астафьева — на фронте газетную вырезку со стихами Рождественского он долго носил в нагрудном кармане. Судаков был лично знаком и не раз встречался с писателем в неформальной обстановке.

По окончании школы Николай Иванович работал учителем, а затем директором школы в Маклаково. В воспоминаниях его ученика Бориса Андреевича БУБЛИКА, впоследствии учителя математики, рассказывается об этом нелёгком времени репрессий и военном времени. (Источник: studopedia.ru/3_132144_administrativnaya-ssilka.html, см. в тексте «Истоки»).

В этих воспоминаниях мы, коллеги по Цветмету, узнали нашего Николая Ивановича: в молодости он был таким же принципиальным, человечным, справедливым, мудрым руководителем, каким мы его знали уже в другой период жизни. Приведём частично эти воспоминания.
«Маклаковская школа была «красна не углами, а пирогами» — совершенно необыкновенными учителями. Больше 40 лет стоял я с мелом у доски и думаю, что вправе судить и сравнивать. Готов спорить с кем угодно и на что угодно — та школа была самой высокой пробы. Да простит мне Бог безоглядное восхищение alma mater».

В 30-е годы Николай Иванович работал на Туруханской метеостанции, затем, по окончании школы, учился на химическом факультете Томского университета. Был призван на финскую войну, но по состоянию зрения вскоре демобилизован, приехал в Маклаково и стал работать учителем. В начале Великой Отечественной войны мужчины-учителя ушли на фронт, в том числе и прежний директор школы. Николай Иванович по состоянию здоровья на фронт не попал и стал директором. Ему было тогда всего 22 года.

В то время Маклаково — место поселения ссыльных. Одну такую семейную пару Николай Иванович принял на работу учителями немецкого языка.

«Штирцев — ссыльных немцев из Поволжья - определили первоначально на поселение в Рудиковку — маленькую деревушку, расположенную в 7 км выше Маклаково на противоположном (ангарском) берегу Енисея. Там была только начальная школа с одним (общим) классом и одним учителем, так что Штирцы не могли быть востребованы. Оба преклонного возраста, и их участь была незавидной. Николай Иванович, узнав о том, что в Рудиковку привезли таких учителей, обрадовался подарку судьбы, нанял баркас, уже по шуге (зачин ледостава) сплавал на ту сторону Енисея (его ширина в Маклаково — 2 км!), погрузил Штирцев, привёз в Маклаково, поселил в школе и зачислил учителями немецкого языка. Какая это была находка!

Однако рано радовалась вся школа. Ведь Николай Иванович внёс «правку» в деятельность НКВД. Самовольно перевёз ссыльных! И «светило» ему немало. Выручила его неточность в бумагах НКВД. Штирцы были легализованы, стали жить «как люди» — в бараке — и учить нас».
Другой эпизод, тоже опасный для Николая Ивановича. Группа мальчишек из 6-го класса собирала колоски после комбайна. И в «перекур» они прихватили несколько колосков и стали «молотить» их в кепках. Это заметил военрук, составил подробный письменный отчёт и отдал директору. В это время свирепствовал Указ «о 7-ми колосках», и родителям этих детей грозили реальные сроки, а самим детям — жизнь в колонии. Тем, кто не донёс, — принудительные работы с вычетом из зарплаты. Директор «вознегодовал», издал «грозный» приказ, исключил виновных из школы, тех, кто «не донес», исключил на две недели. Классному руководителю объявил строгий выговор. Но рапорт остался в школе, а те, кого исключили, и их родители, остались всё-таки на воле. Формально отреагировал, но остался человеком. Один из этих учеников пишет: «По какому хрупкому льду прошёл тогда Николай Иванович! Его директорство — настоящий подвиг в тылу. И рассказывать о нём можно бесконечно».

Штат учителей он формировал из раненых фронтовиков — бывших десятиклассников, из девочек-выпускниц школы, не попавших под мобилизацию в армию или под вербовку в Норильск (одна из них стала его женой), а после войны — из возвратившихся фронтовиков. «Многие наши учителя были буквально вылеплены Николаем Ивановичем». Он учил основам педагогики, готовил учителей по всем предметам, словом, работал за все факультеты пединститута, которого тогда не было. Официальные дипломы об образовании учителя получили значительно позже.

Ученики любили его как «незлобивого» учителя. Воздействие его воспитания (стоило погрозить пальцем шалуну) было сильнее выговора, разноса или вызова в школу родителей. Учил химии, математике с 8-го класса, в случае необходимости подменял учителей по всем предметам и во всех классах, даже по чистописанию — у него был каллиграфический почерк. Учил так, что знания оставались на долгие годы.
Очень хорош был Николай Иванович и во внеучебной жизни: гостеприимен, прост в обращении, играл на гитаре и на мандолине, любил петь. «Видать, хорошее настроение было у Бога, когда очередь на раздаче талантов подошла к Николаю Ивановичу. В тот момент Бог был щедрым с одним, а согрела эта тороватость многих», — читаем в воспоминаниях.

А теперь о Красноярском периоде жизни Николая Ивановича. Это было замечательное поколение первых.

После окончания Красноярского педагогического института в 50-х годах Николай Иванович работал совместно с сотрудниками Института физики СО РАН под руководством академика Л.В. Киренского, организатора и первого директора Института физики, инициатора открытия классического университета в Красноярске. Активно занимаясь наукой, Николай Иванович работал с известными физиками-магнитологами: Александром Ивановичем ДРОКИНЫМ — первым ректором Красноярского университета, Александром Яковлевичем ВЛАСОВЫМ — заместителем директора по научной работе Института физики, первым заведующим кафедрой физики, затем кафедрой экспериментальной физики Красноярского университета.

В 1956 г. Судаков Николай Иванович в составе красноярских физиков-магнитологов участвовал в работе Международной конференции по магнетизму в Москве, о чём имеется запись и фотография в фотолетописи Института физики им. Л.В. Киренского СО РАН.
(photo.kirensky.ru/fotoreportazhi/mezhdunarodnaya-konferenciya-po-magneti...).

На снимке слева направо: З.Я. Киренская, Л.В. Киренский, Н.И. Втюрин, В.Ф. Ивлев, Н.И. Судаков, Л.Н. Асеева, В.С. Черкашин, В.Л. Ильюшенко, А.И. Дрокин, В.Д. Дылгеров.

Судьба самого Николая Ивановича была связана с Красноярским институтом цветных металлов им. М.И. Калинина (далее КИЦМ), организованном в 1958 г. переводом из Москвы. И.о. ректора КИЦМ был Наиль Хайбуллович ЗАГИРОВ, замечательный специалист в своей области, известный советский учёный — защитил одну из первых в стране кандидатских диссертаций по разработке урановых месторождений, был первым доктором технических наук в КИЦМ, первым проректором по учебной и научной работе. Загиров и Судаков были близкими друзьями вплоть до конца своих дней.

Николай Иванович принадлежит к поколению первых. Он был организатором и первым заведующим кафедрой физики КИЦМ, формировал коллектив сотрудников и преподавателей, не теряя при этом научных связей с Институтом физики. На снимках (год съёмки 1960) он — крайний справа. Рядом с Л.В. Киренским, чуть позади, — аспирант Института физики Б.А. Аюрзанайн, позже — второй заведующий кафедрой физики, декан металлургического факультета КИЦМ.

В 1961 г. Николай Иванович стал кандидатом физико-математических наук. Им была организована научная лаборатория при кафедре физики КИЦМ по исследованию анизотропии и вращательного магнитного гистерезиса ферромагнетиков. Были приобретены две установки по выращиванию монокристаллов по методу Чохральского, установка по вакуумному напылению тонких плёнок, смонтированы три электромагнита с помощью работников завода Сибтяжмаш. Некоторые установки были переданы Институтом физики.

О Л.В. Киренском, Н.И. Судакове, о формировании кафедры, о связях учебного процесса с академической наукой пишет в своих воспоминаниях Аюрзанайн Б.А. (приводятся с сокращениями). (Ссылка https://docplayer.ru › 39067784-Moya-zhizn-cherez-dve-epohi, МОЯ ЖИЗНЬ: ЧЕРЕЗ ДВЕ ЭПОХИ — PDF — DocPlayer.ru, печатный вариант: Аюрзанайн, Б.А. Моя жизнь: через две эпохи (воспоминания ветерана) / Б.А. Аюрзанайн. — Красноярск, 2014. — 80 с.)

«Отличало Леонида Васильевича его внимательное отношение к бывшим своим ученикам. Несмотря на свою научную и общественно-политическую загруженность, не забывал проводить ежемесячные семинары заведующих кафедр физики вузов г. Красноярска и края, на которых заслушивались наши отчёты по НИР и НМР, обсуждались диссертационные работы членов кафедр, знакомились с последними новостями по магнитным явлениям в стране и за рубежом.

После успешной защиты кандидатской диссертации в 1963 году я был направлен в КИЦМ. Заведующий кафедрой физики в КИЦМ был Н.И. Судаков, ученик Л.В. Киренского, замечательный человек, имеющий богатый жизненный опыт работы в качестве директора средних школ Красноярского края. Он создал дружный и сплочённый коллектив кафедры. Я как старший преподаватель читал лекции по курсу общей физики студентам металлургического, горного и технологического факультетов.

Следуя славным традициям своего учителя Леонида Васильевича, Николай Иванович как дальновидный руководитель активизировал научно-исследовательскую работу кафедры, наравне с методической. Мы стали продолжать свои научные исследования на экспериментальных установках, щедро переданных нам Леонидом Васильевичем в порядке шефской помощи институту.

К работам привлекались лучшие студенты разных факультетов очного и вечернего отделений. Заметно оживилась научно-исследовательская работа сотрудников кафедры и студентов. Кафедра физики по итогам учебного года всегда была в числе передовых среди всех кафедр института. Вскоре была открыта аспирантура на кафедре физики под руководством Николая Ивановича. Он назначил меня неофициальным соруководителем некоторых своих аспирантов. Многие сотрудники кафедры окончили её, успешно защитили кандидатские диссертации и работают на родной кафедре и в других вузах.

На кафедре проводились исследования по магнитным явлениям массивных ферромагнетиков. Аспиранты Николая Ивановича проводили измерения энергетических потерь в железокремнистых сплавах во вращающихся магнитных полях. Проводили измерения магнитострикции и гальваномагнитных эффектов в однородном магнитном поле, создаваемом с помощью соленоида с масляным охлаждением.
Силами аспирантов была собрана вакуумная установка для получения тонких магнитных плёнок, на которых изучались их доменная структура, процесс перемагничивания, эффект Керра и т.д. Многие сотрудники кафедры стали участвовать во всесоюзных и международных конференциях по магнетизму, проводимых в Москве, Минске, Свердловске, Иркутске и других городах.

С помощью студентов вечернего отделения была собрана на кафедре установка по выращиванию монокристаллов Ni, Pd и их сплавов. Этот период работы памятен высокой творческой активностью коллектива кафедры, находящегося в состоянии, если выразиться физическим термином, высокого градиента личностного и кафедрального потенциалов не только членов кафедры, но и кафедры как единицы всего коллектива института».

На снимке первый коллектив кафедры физики КИЦМ.

Предпоследний справа в последнем ряду — Аюрзанайн Б.А. Здесь и лучшие выпускники технических кафедр КИЦМ, и бывшие учителя школ. Активно занимаясь наукой, они повышали квалификацию, неустанно углубляли свои знания и становились преподавателями физики — науки, необходимой для инженерного образования. На снимке коллектива кафедры шесть будущих кандидатов физико-математических наук (пять из них выпустил Николай Иванович), три будущих заведующих кафедрой физики, два декана, один зам. декана, шесть доцентов. Есть в этом коллективе будущие ветераны, сначала КИЦМ, затем ветераны СФУ.

Коллектив был активен, деятелен, трудолюбив, кафедра имела собственное лицо. Умели совмещать всё — научную, педагогическую, общественную работу (поездки на сельхозработы, кураторство студенческих групп, спортивные соревнования и т. д.). Были активны и в досуге — ходили на Столбы, в лыжные походы. Атмосфера на кафедре была доброжелательной, коллектив — дружный, царил юмор. В честь праздников устраивались весёлые капустники с дружескими шаржами, шутливыми стихами, песнями (называемые Николаем Ивановичем «отжигами»), ставшие традицией. Он сам принимал участие в этом, иногда приглашал всех на свою дачу в Сорокино, хорошо пел, любимый его романс

«Выхожу один я на дорогу». Был очень демократичен, не изображал из себя «босса». У него как руководителя было ценное качество — самоотверженность, забота о карьерном росте своих подчинённых, а не своём. Это было присуще ему всегда — и в годы руководства школой, и во время заведования кафедрой вуза.

Николай Иванович Судаков — автор учебных пособий по электростатике и электромагнетизму, изданных в КГУ и в КИЦМ. Соавтор научных статей в журналах «Физика металлов и металловедения», «Известия вузов», «Кристаллография, «Известия АН СССР», серия «Физика», «Soviet Physics Jourrnal» (входит в базу данных Scopus), а также трудов всесоюзных и международных конференций и симпозиумов по магнитным свойствам ферромагнитных материалов, технологии ферромагнитных плёнок, физике магнитных явлений, технологии получения ферромагнитных плёнок и монокристаллов.

В 70-х годах Николай Иванович перешёл в Красноярский госуниверситет, в 1973—1975 гг. был деканом физического факультета КГУ. В 80-х годах вновь вернулся на родную кафедру КИЦМ (в то время академии ГАЦМиЗ), работал в должности профессора. Он ушёл на пенсию после своего 75-летнего юбилея. «Добрейшей души человек, требовательный и заботливый руководитель, Николай Иванович оставил заметный след в умах и сердцах студентов, преподавателей и сотрудников академии, подготовил себе достойную смену учёных-педагогов, продолжающих нести эстафету добросовестного отношению к делу» — это строки из приказа от 9 декабря 1994 г. руководства академии в честь его юбилея.

«Дух Судакова» был присущ кафедре физики при любых заведующих. Николай Иванович научил нас уважению друг к другу, стремлению к новому, принципиальности и умению не терять чувство человеческого достоинства в трудные моменты жизни. Сам он проявлял удивительную стойкость, мужество, был деятельным, боролся и не опускал руки. И мы это помним.

Преподаватели кафедры физики, одни из первых в КИЦМ, стали развивать информационные технологии обучения, прошли стажировку в Новосибирском университете по моделированию физических процессов. Обучаясь сами и обучая других, организовали факультет повышения квалификации по информационным технологиям при КИЦМ и преподавали там не одно десятилетие. Слушателями этого ФПКП были преподаватели вузов города, не только КИЦМ. Деканом факультета около 20 лет была ветеран института, доцент кафедры физики, канд. физ.-мат. наук, выпускница аспирантуры Судакова Нина Ивановна ВЕРШИНИНА. При кафедре физики был организован дисплейный класс, чего не было у физиков в других вузах города.

Преподаватели кафедры участвовали в международных конференциях и конгрессах по геофизике, физике минералов (Германия, Канада, Австрия, Венгрия, Франция), неоднократно приглашались в состав оргкомитетов международных конференций (Китай, Дубай, Италия), были членами международной ассоциации «Генезис рудных месторождений», европейского геофизического союза (EGU). Их научные публикации вошли в международные базы данных. Не раз кафедра занимала призовые места в смотрах, конкурсах, преподаватели получали почётные награды, в том числе, министерства образования и науки России.

Замечательное поколение первых — достойных и талантливых людей, созидателей и творцов — стояло у истоков развития университетского образования и науки в нашем городе. У этого поколения надо бы учиться современным менеджерам – самоотверженности, добросовестности, принципиальности, ответственности за порученное дело, за свои коллективы.

Первый заведующий кафедрой физики КИЦМ профессор Н.И. Судаков вписал своё имя в историю Красноярского института цветных металлов, а значит, и Сибирского федерального университета.

Подготовила А.Е. МАШУКОВА, ветеран кафедры физики КИЦМ

Похожие материалы