Учитель для учителей

Профессору СФУ, доктору педагогических и кандидату технических наук Светлане Ивановне ОСИПОВОЙ 20 марта исполняется 80 лет. Стаж её работы — больше полувека. Под её руководством защитились более двух десятков человек, причём эффективность защит — 100 процентов. Сегодня Светлана Ивановна развивает инженерное образование, разрабатывает концепцию преподавателя нового образца и учит педагогов преподавать по-новому.

О себе

— Я росла в послевоенные годы и в детстве видела себя санитаркой на военном поле, — рассказывает Светлана Ивановна. — В советское время патриотизм был настолько сильным, что я искренне думала: буду медсестрой спасать людей. Но в мединститут не пошла по разным причинам. В первую очередь потому, что в школьные годы мне посчастливилось попасть в класс к Александру Ивановичу Фоминых — очень сильному математику. Он прошёл войну, у него был протез, одной левой он производил вычисления. Его способ преподавания помог мне увидеть артистизм и глубину этой дисциплины, а он увидел во мне талант к науке и посоветовал пойти в университет на математический факультет. Возможно, сказались и гены: отец тоже был математиком. По совету Александра Ивановича (я до сих пор помню его облик) я уехала из родного Новосибирска поступать в Томский государственный университет.

После того как окончила ТГУ, распределилась в Томский политехнический университет ассистентом на кафедру вычислительной математики. Меня никто не учил быть педагогом, учили быть математиком-исследователем, но я пошла преподавать и почувствовала вкус, увлеклась образованием. Помню, у меня была группа рабочих-студентов, одни парни. Мне было 22 года, а им по 25, 26, 27 лет, все были старше меня и приходили получать образование после работы вечером. Так я осталась в образовании на всю жизнь.

Из аспирантуры отчислена

Я училась в аспирантуре по технической кибернетике. На кафедре был хоздоговор, и, имея в виду моё математическое образование, мне дали довольно сложную спецтему. В течение двух лет я представила диссертацию и была отчислена из аспирантуры. В трудовой книжке так и написано: «Отчислена в связи с досрочной защитой кандидатской диссертации». Полностью использовать отведённые на аспирантуру три года я и не могла — рождались дети (смеётся). Я мама троих детей, причём защищала первую диссертацию 23 декабря, в день рождения своей дочери.

Защищать докторскую по педагогике и мысли не было. На этом в своё время настоял ректор Института цветных металлов и золота Валерий Васильевич Кравцов. Ещё под руководством доктора наук Игоря Ивановича Смирнова мы занимались развитием в Красноярске Центра непрерывного образования инженерных кадров, на базе которого была открыта всесоюзная экспериментальная площадка для одарённых детей. За эту прорывную для того времени работу мы даже получили премию Правительства РФ в области образования в 2000 году.

В поисках педагога нового поколения

Образование — лишь подсистема в глобальной социальной системе, но его значение трудно переоценить. То, какие кадры
будут задавать вектор развития обществу, зависит именно от образования, и в этом оно должно работать на опережение.

Здесь возникает образ нового преподавателя, который мыслит по-другому. Главное требование к нему — способность к изменениям. Вообще, сопротивление изменению — это естественный процесс у человека, которого вывели из состояния комфорта. Представьте, преподаватель 15 лет вёл дисциплину определённым образом, тут кто-то приходит и говорит: «Так нельзя. Читать лекции вообще нельзя, это не результативно». Первая реакция — отторжение.

Как учить в условиях предметной расчленённости, что такое ТРИЗ-педагогика и проблемное образование, какие методы активного обучения существуют — этому нужно учить специально.

Преподаватель сильно ошибается, думая, что если он читает лекцию, это воспринимается как истина в первой инстанции. Его задача — организовать мыследеятельность и сформировать у ученика способность продуктивной деятельности.

Для этого мы разработали в СФУ курсы повышения квалификации для преподавателей инженерного образования. Кроме того, совместно с КГПУ им. В.П. Астафьева в сентябре 2020 года мы запускаем сетевую магистратуру, где будем учить уже школьных учителей новым эффективным методам.

Воспитайте нам человека

При подготовке инженеров нужно учитывать требования работодателей, а они говорят напрямую: профессиональные навыки мы сами отшлифуем на предприятии, но личность мы изменить не сможем, работайте над человеком. Поэтому университеты должны воспитывать человека активного, инициативного, ответственного. И самое главное —
готового к изменению и дальнейшему образованию. Это раньше образование было на всю жизнь. Сейчас, если вы не будете следовать времени, вы фактически будете непригодны.

С другой стороны, мы все разные. В группе может сидеть 30 человек, одному нравится работать в команде, другому это сложно, у всех разные знания. Но я всегда повторяю: ток течёт из разности потенциалов. Это наше богатство. Ломать конституцию студента не надо, нужно помочь ему найти своё место. В этом заключается гуманистичный взгляд на человека. Каждому для достижения наилучшего результата нужно мотивироваться на свои доминантные способности — то, что он может делать лучше всего.

В молодом возрасте мы редко самостоятельно можем понять свои сильные стороны. Важно человеку помочь, для этого и нужен педагог. Передать информацию — это самое последнее. Роль педагога — сопровождать, помогать, поддерживать то, что заложено от природы, и развивать все потенции, которые в человеке есть.

Первая и единственная

Вузовская работа — моя первая и единственная. За 56 лет, что я работаю в образовании, и мысли не было променять её на что-то более «высокооплачиваемое» или «престижное». Знаете, эти категории из области ценностей, а у меня ценности лежат в основном в нематериальной сфере. Я помню времена, когда оклад преподавателя в вузе был 105 рублей, но мы не были несчастными. Счастлив тот, кто нашёл своё место в жизни, и я себя считаю счастливой, потому что у меня крепкая семья, есть возможность заниматься любимым делом, есть ученики и коллеги, которые меня уважают и, может быть, даже немножко любят (смеётся).

В университете для меня самая большая ценность — деятельность. Мне приятно учить студентов, работать с магистрантами, вести аспирантов. Видимо, это моя доминантная характеристика. Вы будете смеяться, но даже дома я варю суп и думаю о своих аспирантах. Иногда встаю ночью и думаю про две диссертации сразу, потому что между ними есть связи.

Быть учёным — это неиссякаемая потребность заниматься этой работой, без неё ты просто не сможешь жить. Мне будет 80, а без этого не могу, и не потому, что мне финансы нужны. Это составляет смысл моей жизни.

Любовь ПОЛЕЖАЕВА