Максим ГОЛУБЯТНИКОВ, ВУЦ


Куда поступать после школы, Максим выбирал так: ему обязательно нужно было попасть на бюджет (чтобы семья не платила за учёбу), а обучение должно было включать военную подготовку. Сибирский федеральный подошёл идеально, притом что в Военном учебном центре СФУ нет казарменного положения. Так курсантские годы позволили Максиму днём изучать интересующие его предметы, а вечером вести жизнь обычного студента.

Максим родился в Ленинске-Кузнецком (Кемеровская область). Папа — шахтёр (самая распространённая там профессия), мама работает санитаркой. С первого по пятый класс занимался спортивной гимнастикой, в городе для этого есть отличный центр. Почему потом бросил? «Я не собирался становиться профессиональным спортсменом, но хотел заложить правильный фундамент своему здоровью, телу; это получилось». В школе принимал участие в олимпиадах по физкультуре и ОБЖ, занимал первые места по области.

А ещё на военную специальность его привёл интерес к истории. Максим в принципе много читает и с детства зачитывался изданиями про походы Суворова, про наполеоновские войны, про Великую Отечественную. Конечно, тогда смотрел на историю слегка романтически. Сегодня он специалист с холодной головой, но интерес к теме не угас.

Максим заканчивает специальность «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения». Вспоминает с удовольствием тот момент, когда начались именно военные дисциплины. Сначала эта специфическая информация удивляет. Например, на курсе военной тактики можно услышать такую «статистику»: знаменитый снайпер Василий Зайцев в своих мемуарах «За Волгой земли для нас не было» упоминает, что прибывший в Сталинград пехотинец жил в среднем примерно сутки; а рота пехоты (около 100 человек) в атаке жила порядка получаса. Этот подсчёт может показаться циничным (как иногда циничными нам кажутся рассуждения врачей), но для военного подобный трезвый расчёт — необходимое условие ведения боевых действий и выживания.

Организация всех процессов в институте, всей жизни курсанта тоже удивляла с первых минут. Хотя бы той самой пресловутой жёсткой дисциплиной. Если ты выделяешься («имеется в виду чем-то плохим, скажем, несколько раз проспал») — получишь выговор. У Максима один выговор тоже есть — за утерю студенческого билета. Но всё это, хочешь или не хочешь, диктует необходимость постоянно работать над собой — 24/7. Для парня, считает Максим, это отличный опыт. И иногда, глядя на студентов, которым не хватает стержня, он думает: «Какой ерундой вы занимаетесь...»

К ранним построениям (в обычный день в 7-45, по пятницам в 7-15) привык быстро. На первом курсе ложился поздно, вставал рано. Но потом понял, что лучше не растрачивать ресурс своего организма, такие простые вещи, как хороший сон и правильное питание, по-настоящему важны.

На втором курсе Максим попал в научное поле института, эта область там действительно сильная. Никто не загонял курсантов «строем в науку», им просто рассказали о лабораториях, и Максим сразу пошёл знакомиться. У него вообще тяга к оптимизации, к поиску неочевидных решений для улучшения чего-либо (хорошее качество для учёного, заметим в скобках). Поэтому прочитал книги о Попове, Тьюринге, Эйнштейне. В лаборатории «Навигация управления и связи» студенту дали научного руководителя – начальника кафедры РЭБ полковника Андрея Борисовича ГЛАДЫШЕВА. Максим первое время был его «подмастерьем»: готовил отчёты, помогал. У военных вообще есть такое правило: сначала научись делать, как командир, а потом можешь добавлять что-то от себя; пока научишься — поймёшь: то, как учат, является оптимальным вариантом.

Затем ему дали сложную исследовательскую задачу: смоделировать на компьютере определённый радионавигационный процесс. Потратил на это полгода! Но подготовленная программа прошла государственную регистрацию, а статья была опубликована в журнале с научным индексом цитирования. Это было начало. На сегодняшний день у М. Голубятникова 14 статей: 8 в журналах РИНЦ, 3 в ВАК и три в Scopus!

В остальное время Максим, как уже было сказано, жил обычной жизнью студента. Занимался организацией институтских кулинарных баттлов, спортивных соревнований, вёл группу ЗОЖ ВКонтакте, входил в сообщество «Беги за мной. СФУ»: преподавал плавание тем, кто обучался этому с нуля. Говорит, что за три занятия можно научить плавать любого.

Университет стал для Максима судьбоносным местом — именно здесь он познакомился и со своей будущей женой. Кристина — выпускница ИЭУиП, свадьбу сыграли в 2018 году. А в нынешнем феврале у них родилась дочь Ксения!

Любимый писатель — В. Шукшин. Среди «задевших» книг называет такие три: 1) «Как закалялась сталь» (приоткрывает сложную веху в истории страны, время удивительного для нас душевного порыва). 2) «Тихий Дон» — «Шолохов писал этот сложный роман, когда был в моём возрасте, это же потрясающе!». 3) «Повесть о настоящем человеке».

К своим 23 годам Максим выработал несколько правил (про сон и питание см. выше). Например, он обязательно по часу в день читает, потому что «саморазвитием нужно заниматься каждый день, приводя свои мозги в нужную кондицию», и сравнивает это с тем, как растут мышцы у спортсменов.

За годы учёбы курс Максима очень сдружился. А сейчас они разлетаются по всей стране — в Крым, на Дальний Восток, на Урал, в Подмосковье. Максим Голубятников (по званию теперь лейтенант, а по должности начальник отделения радиотехнических средств) распределился во 2-й центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ, в Тверь. Конечно, жена и дочь едут с ним. «Кристина поехала бы со мной хоть куда без вопросов. Это я выяснил сразу, на первом свидании…»