Проекты новой волны

Весной 2020 года в СФУ стартовал конкурс на участие в образовательной программе «Кадровый акселератор — новая волна» (в рамках Программы 5-100). Появление этого пилотного проекта — ответ на требование времени: соответствовать современным трендам и задачам развития страны.

Университетом заявлено формирование Научно-образовательного центра мирового уровня «Енисейская Сибирь: Индустрия 4.0». В его рамках вуз планирует занять позицию интеллектуального образовательного инжинирингового центра для своих стратегических партнёров. Реализация этих планов невозможна без лидеров и «команд», ориентированных на «высшие достижения» в науке, образовании и инновационной деятельности.

В конкурсе «Кадровый акселератор — новая волна» участвовали преподаватели, научные сотрудники, магистранты университета в возрасте от 25 до 45 лет с опытом образовательной, научной, проектной и управленческой деятельности. Программа разработана и реализуется Центром стратегических исследований и разработок СФУ. Мы говорим с руководителем центра В.С. ЕФИМОВЫМ.

— Валерий Сергеевич, вы идеолог проекта. Его название ассоциируется с ускоренной, улучшенной подготовкой кадров. Благодаря чему цель может быть достигнута?

— «Кадровый акселератор» — сравнительно новая практика (хотя элементы её у нас были и ранее). Сейчас университет входит в новую фазу своего развития. Чтобы совершенствовать и усиливать уже наработанный потенциал, нужны новые идеи и люди.

Традиционная программа кадрового резерва — это ситуация чистого поля с невнятной перспективой; мол, что выросло, то и пусть растёт. Цель кадрового акселератора — формирование в СФУ масштабной группы «агентов развития», то есть ряда команд активных преподавателей, исследователей и администраторов, которые замыслили и реализуют проекты в общей для университета смысловой рамке. Причём эти проекты тесно стыкуются с заказами ректората, директоров институтов, подразделений университета. Предварительно мы разговаривали со всеми этими заказчиками, интересовались, есть ли у них необходимость в проектах, идеях, в усилении людей. Сейчас база собрана, сформированы команды, готовые развернуть значимую для институтов работу.

Примерно 20% от всех, кто подали заявки на участие в программе, решились на это по собственной инициативе.

— Захотели сделать карьеру?

— Я бы так не упрощал, потому что, во-первых, для людей в университете крайне важными являются интересное дело и перспектива, связанная с новыми возможностями в науке, в управлении, в прикладных работах, в образовательных проектах. Во-вторых, это возможность выхода на более сложные задачи и карьерный рост. И в-третьих, это вхождение в коалицию развития — широкую группу, которая понимает необходимость задач университета, принимает их и готова в них вкладываться.

Для нас важно, чтобы люди научились работать в команде, были способны видеть стратегическую перспективу, выстраивать коммуникацию как внутри команды, так и с внешними партнёрами, делать серьёзную аналитику. Это будет создавать условия для реализации значимых для университета проектов.

Мы предполагаем, что наша образовательная программа станет регулярной. Это строительство университета для себя и для своей интеллектуальной жизнедеятельности.

В этом году программа сфокусирована на нескольких институтах, в следующем мы планируем расширить эту практику. Наши усилия направлены на повышение интеллектуальной активности университета, для этого нужно расширить возможности для коммуникации и кооперации, что важно для реализации больших мультидисциплинарных проектов.

Подготовительный этап должен завершиться к сентябрю текущего года. Конкурсный отбор в «акселератор» прошли 70 человек. Эксперты оценивали анкеты и портфолио претендентов. В рамках анкеты каждый предлагал несколько идей, которые считал наиболее значимыми для университета и интересными для себя.

— Помимо всего прочего, мы просили участников предъявить рекомендации от руководителей университета, директоров институтов, ведущих учёных и т.д. Это не жёсткое требование, но оно показывает, как человек в университете связан с другими людьми, пользуется ли их доверием, — добавляет Валерий Сергеевич. — Наконец, участники писали компактное эссе на одну из двух предложенных тем: либо про университет и ожидания, связанные с развитием вуза, либо более узко — про ту область деятельности, которой человек занимается, скажем, про инженерное образование и перспективы его развития.

Например, цифровизацию месторождений полезных ископаемых, геологоразведки, создание цифровых двойников, применение ГИС в горнодобывающей отрасли — все эти технологии мечтает продвигать в рамках своего проекта ассистент кафедры маркшейдерского дела ИГДГиГ Игорь ПАТАЧАКОВ с командой. Сейчас ему 29 лет.

— Новые технологии сегодня присутствуют в строительстве, а вот горнодобывающая отрасль пока отстаёт, — говорит Игорь Витальевич. — В своём эссе я писал, как можно применить новые разработки на базе СФУ. У нас уже есть команда учёных-исследователей-бизнесменов, создано малое предприятие при кафедре, но, к сожалению, ресурсов недостаточно. Между тем разработки в области цифровизации позволили бы недропользователям снижать себестоимость добываемой продукции и экономить большие средства на своих расходах.

Ведущий специалист НОЦ «Институт непрерывного образования» Ольга ПОЖИДАЕВА в своём эссе предложила идею — вывести на новый качественный уровень область инклюзии в высшем образовании.

— Университет у нас большой, студентов, имеющих проблемы со здоровьем и требующих к себе повышенного внимания, достаточно. На сегодняшний день работа с ними ведётся, есть сотрудники, к которым всегда могут обратиться абитуриенты с проблемами. Однако чётко выстроенной системы взаимодействия нет. Куда дальше этим ребятам идти? Разные площадки, люди, кабинеты... Моя идея в том, чтобы всячески поддерживать и сопровождать таких ребят на протяжении всего периода обучения, вплоть до трудоустройства и дальнейшего повышения квалификации. Задача пафосная, но я думаю, что университет с ней справится, — говорит Ольга Александровна.

Принимала участие в конкурсе проектов и помощник ректора СФУ Ольга ЯКУШЕВИЧ. Она продвигает идею повышения квалификации управленческих кадров университета в условиях цифровизации.

— Ситуация с COVID-19 выявила, что далеко не каждый в нашем вузе может эффективно организовать дистанционную работу с использованием цифровых технологий. И не все знакомы с вузовскими сервисами. В этой связи необходимо создать какую-то систему либо модель обучения именно для управленческих кадров, — считает Ольга Вячеславовна.

— В настоящее время у нас выделилось уже порядка восьми проектов, — рассказывает Валерий Сергеевич Ефимов. — Над каждым работает команда от трёх до шести человек. После защиты проекты должны будут получить ресурсы от университета (организационные, административные, финансовые), а также от партнёров и других инстанций. Запуская программу кадрового акселератора, университет планирует активно поддерживать это движение.

Вера КИРИЧЕНКО