Только заинтересованные археологи

Она могла бы и не состояться — международная конференция «Междисциплинарные археологические исследования древних культур Енисейской Сибири и сопредельных территорий». Например, более крупное научное событие — Сибирский исторический форум — из-за пандемии перенесли на следующий год. Но организаторы этот вариант не рассматривали: до последнего надеялись, что удастся встретиться очно, а когда стало понятно, что такой возможности нет, всё равно решили проводить конференцию, пусть и онлайн.

Участие приняли 39 человек из 34 научных учреждений России, Польши, Чехии, Великобритании, Японии и Кыргызстана. «В науке нельзя переносить идеи на год, их нужно обсуждать. Только тогда мы будем продвигаться вперёд», — уверен заведующий лабораторией археологии Енисейской Сибири, доктор исторических наук Павел МАНДРЫКА.

— Павел Владимирович, как вы планировали организовать конференцию изначально?

— Изначально — как отдельное очное мероприятие, но её даты совпали с Сибирским историческим форумом, и мы решили войти в него как секция или блок. Однако в связи с пандемией форум перенесли на октябрь 2021 года. Мы отменять или переносить конференцию не стали. Рассмотрели все возможные варианты и приняли решение: конференция будет дистанционной. Можно сказать, что наше мероприятие — давно запланированное, а его формат — лишь способ адаптироваться к той ситуации, в которой мы все оказались.

— Насколько сложно организовывать онлайн-конференцию?

— Есть плюсы и минусы. Людям не хватает общения, научного обсуждения. И большой плюс онлайн-конференции в том, что это общение вообще происходит. Минусы скорее связаны с технической стороной — не у всех участников, например, есть хороший интернет, случаются перебои. Это создаёт неудобство и накладывает отпечаток на «гладкость» мероприятия.

При этом для красноярских участников конференция не была дистанционной, мы находились в зале с соблюдением социальной дистанции и всех мер безопасности. Выступления коллег смотрели на большом экране. В целом учёные, исследователи, которые участвовали в конференции, думаю, остались довольны. Мы получаем хорошие отзывы с благодарностями университету и техническому персоналу, который обеспечивал её проведение.

— Какие главные темы обсуждали?

— Каждая такая тема или проблема была вынесена в отдельный блок. Первая из них — определение датировки того или иного археологического объекта. Это актуальная проблема, и для её решения привлекаются естественно-научные методы в археологии (методы физики, химии, биологии, экологии и другие).

Вторая проблема с ней тесно связана: каким образом проводить датирование объектов, которые мы относим к наскальному искусству? Исследователи видят образы, фигуры, которые были когда-то нанесены на скальные поверхности, но как понять, когда это произошло? Какой временной интервал между нанесением разных фигур?

Кроме того, мы обсуждали, как перемена климата на планете влияло на миграцию, изменение материальной и духовной культуры древнего человека и как человек приспосабливался к этим изменениям. Рассмотрели темы поселенческих комплексов и палеоэкономики в культурах бронзового, железного веков, Средневековья, а также культурные взаимодействия народов лесной и степной зоны.

Ещё один важный вопрос — это отношение современного человека к древностям, памятникам, которые оставлены нашими предками. Проблема стоит остро. Связана она, например, с территориями, затопленными при строительстве ГЭС, и теми объектами археологического наследия (а их сотни и тысячи), которые находятся в прибойной зоне водохранилищ и постепенно разрушаются. Как их сохранить? Каким образом нужно проводить их учёт? Как на уровне закона должно быть закреплено их спасение? Мы обозначаем проблемы, а их решение должно быть совместным: нужны и внимание научного сообщества, и изменения на государственном уровне.

— С технической точки зрения сложно организовать именно процесс обсуждения?

— Главным преимуществом дистанционного формата как раз и стала возможность полноценного обсуждения. Это не был монолог докладчиков, а активный диалог. Участники могли высказывать своё мнение не только письменно — в чате (тогда вопросы зачитывал модератор), но и по видеосвязи. Для этого специально было выделено время после каждого блока (всего их 5), плюс итоговое обсуждение. Именно поэтому конференция проходила два дня — чтобы у каждого была возможность высказаться, послушать мнение коллег.

— Наверное, дистанционный формат предполагает более строгое следование регламенту?

— Конечно. Во время обычных конференций участники знают, что два ближайших дня заняты только одним — выступают с докладами, слушают, обсуждают. Их ничего не отвлекает. В то время как дистанционный режим не отменяет обычных дел, работы. Многие подключались только на отдельные доклады. Именно поэтому нужно было строго следить за временем, указанным в программе конференции. Были моменты, когда у нас было до 50 подключений, причём порядка 20 сторонних (то есть не докладчики и не участники), формат позволял это.

— Неотъемлемая часть конференций — большое количество слушателей (студентов, просто заинтересованных людей). Ощущалась их нехватка в онлайне?

— Студенты подключались, задавали вопросы. Это ещё один плюс дистанционного формата: мы видим только тех людей, которым интересно. У нас не было искусственной массовости, потому что не было пышного открытия, товарищеских ужинов, кофе-брейков, которые всегда создают нагрузку на организаторов и дополнительные расходы. Затраты при дистанционном формате — организационные и финансовые — минимальные. Это легче на порядок.

— А как считаете, может ли онлайн-формат, если он легче и даже экономически более выгоден, вообще вытеснить традиционный?

— Дистанционный формат существовал и будет существовать, но традиционный — эффективнее и точно не исчезнет. Основная составляющая традиционного формата — общение. Как бы мы ни хотели, но общение в дистанционном режиме — только официальное. В то время как в науке большое значение имеет и неофициальная часть, общение в кулуарах. Этого не хватает. Думаю, что как только появится возможность очного участия, будет лучше.

— Вы довольны первым опытом организации онлайн-конференции?

— В целом да. Она была полезна для многих участников и состоялась вовремя. Сейчас остаётся главное — оформить все материалы конференции в сборник научных трудов, который будем издавать по её итогам. Нам, организаторам, ещё предстоит сделать эту важную работу.

Анна ГЛУШКОВА

Похожие материалы