КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС — ЭТО ВЫ!

В новом — Сибирском федеральном университете студентам обещали публичные лекции профессоров международного уровня. И первые визиты состоялись. 16-17 февраля, уже в самом начале нового семестра, СФУ посетили Мэйсон Ричард Флорида и Сикко Ван Гельдер. Событие это неординарное, требующее особого внимания, поскольку приглашенные к нам профессора — международные эксперты, лучшие из лучших, гуру в области общественных отношений и экономического развития. А также люди веселые и улыбчивые, не в пример многим…

Лекция, а точнее встреча с мистером Флорида началась с часа ожидания. Напряжение все нарастало, когда профессор, наконец, появился. Среди пяти человек, вошедших в аудиторию, студенты безошибочно угадали нужного и тут же принялись аплодировать (видимо, по старой культмассовой привычке). Не угадать иностранца было сложно: мистер Флорида интригующе улыбался, имел не привычную для российских преподавателей прическу, загар и блеск в глазах.

Встреча с креативным профессором началась со слов — «I'm usually dressed like you, I just wear a costume for Ministers», переводчик произнесла вслед — «обычно я не хожу в костюмах, только когда встречаюсь с министрами, в жизни я одеваюсь как вы», затем мистер Флорида снял галстук, выпил полный стакан воды и налил еще один, не переставая улыбаться. После чего раздались еще более громкие аплодисменты: все поняли — дело серьезное.

Ричард Флорида является автором книги «Креативный класс: люди, которые меняют будущее», ставшей во всем мире своеобразным учебником по креативной экономике и современным классовым отношениям. Выступление профессор решил построить в форме презентации тезисов из упомянутой книги, которая, кстати сказать, в год ее издания (2003-й год) произвела нечто вроде эффекта разорвавшейся бомбы.

Повествуя о процессе написания собственной книги, мистер Флорида рассказал, что однажды он попросил своих студентов в одном из университетов Европы ответить на ряд вопросов: «Где они хотят жить? Где и кем хотят работать?». Неожиданные ответы на эти вопросы и стали толчком для глобального переосмысления современной действительности. По словам мистера Флориды, его студенты больше не хотят работать на заводах, фабриках, в банках или страховых компаниях, «несмотря на возможность зарабатывать много денег, иметь отдельный офис и охрану, они предпочитают работать в салонах красоты, музеях или собственных фирмах, потому что это весело, ты остаешься собой и можешь работать так, как хочешь, тогда и столько, сколько хочешь».
Сообщив собравшимся, что именно они являются сегодня тем самым креативным классом, профессору пришлось долго и почти на пальцах пояснять, что же он имел в виду.

Предлагая новую классовую систему, Ричард Флорида говорит о том, что ядром экономического, политического, социального развития сегодня является креативный класс, который в свою очередь так же делится на подклассы. Например, суперкреативный — инженеры, ученые, поэты, художники, архитекторы, редакторы, деятели культуры и т.д. Все чаще к этой группе примыкают работники сферы высоких технологий, финансов, права, здравоохранения и управления бизнесом. Самое важное, по мнению Флориды, что основным инструментом развития всех сфер жизни становится креативность.
Большинство из нас, современных студентов вузов, по определению являются представителями креативного класса, хотим мы того или нет. Ведь, например, трудиться нам придется, используя скорее свою голову, нежели руки и ноги. К тому же за всю свою жизнь нам придется сменить десятки мест работы, городов, возможно, и стран проживания в поисках подходящих условий, причем не только финансовых. В подтверждение «космополитичности» нашего будущего, половину вопросов мистеру Флориде студенты задавали на «родном» английском языке.

Однако необходимо отметить, что пресловутая креативность, являющаяся базовой ценностью нового класса (про которую последние лет пять-десять говорят все кому не лень, в том числе на страницах глянцевых журналов рядом со словами «гламур» и «тусовка»), понимается мистером Флоридой совсем в другом ключе. «Производство новых форм и моделей, которые можно с легкостью распространять и широко использовать, например, пришедшая тысячелетия назад в голову кому-то «концепция колеса».

Заканчивая свое выступление и переходя к вопросам, профессор все с той же улыбкой заметил: «Мне повезло — я счастливый человек, я живу в период глобальных изменений, не изменений экономики или технологий, а изменений в людях, их чувствах, их самовыражении (expression). Это, наверное, самое важное изменение за последние двести лет — изменение ценностей!».

Жаль, что пока студенты нового вуза не имеют возможности готовиться к таким встречам как следует — с прочтением литературы и подготовительного материала. Могу себе представить, каким может стать СФУ, если профессора международного уровня будут приезжать к нам не только на подобные встречи, но и для прочтения, к примеру, циклов лекций. Информация о предстоящих встречах с иностранными профессорами появилась на сайте СФУ за неделю до события, что не могло не сказаться на качестве вопросов, многие из которых были, что называется, «не в тему». Как, например, долгий моралистический вопрос одного из красноярских преподавателей на тему «креативность креативностью, а учиться надо хорошо», на что мистер Флорида заметил, что сам он, будучи студентом, учился плохо.

Но и студенты заставили профессора смутиться. «Мистер Флорида, Вы, наверное, знаете, что основными проектами развития Красноярского края сегодня являются достройка Богучанской ГЭС, разработка Ванкорского нефтяного месторождения и другие индустриальные проекты. Означает ли это, что нам — креативным, придется уехать с этой территории?». «Я думаю, вашему правительству необходимо обсуждать развитие территории с вами, именно об этом я говорю и буду говорить на предстоящих в Красноярске встречах» — дипломатично ответил на не совсем патриотичный вопрос мистер Флорида. Хотя я бы заметил спрашивающему — а почему участие в индустриальных проектах нельзя сделать креативным?

Встречу комментировал Антон ПОПОВ

Информацию о встрече с профессором Сикко Ван Гельдером, экспертом в области регионального маркетинга и брендинга территорий, ищите в следующих выпусках газеты.