Обложка

Истребители из Хакасии

Книги о войне могут быть разными. В 1960-1980 гг., когда существовал «Воениздат», выпускалось большое количество воспоминаний непосредственных участников событий — от рядового бойца до маршала (была такая серия «Военные мемуары»). Да и во всех республиках и регионах СССР активно печатали рассказы своих земляков о войне. Была, конечно, цензура и некий «перекос» в сторону приукрашивания, не

без того, но литературы хватало. Выпускались и коллективные работы военных историков с подробным анализом битв и сражений, и разыскания краеведов по истории воинских частей и соединений. В общем — на любой вкус: и для дотошного исследователя, и просто для составления читателем собственного мнения о героическом времени и роли в нём советского солдата — защитника Родины.

«В небе и на земле Хакасии в годы Великой Отечественной войны. История Бирмской военной авиационной школы пилотов». Авторы: Матвеев Александр, Филиппов Вячеслав.

Эти советские годы были годами моего детства. И чересчур взрослые для школьника книги мне были особенно интересны своими иллюстрациями, фотографиями воинов-победителей в блеске орденов и медалей. Если короче — магазин «Военная книга» на улице Ленина, 28 был моим «местом силы». Наверное, так гордость за Родину, большую и малую (кто не читал о героях-сибиряках, отстоявших Москву?), и формируется с малых лет. Поэтому и выбор жизненного пути к окончанию школы был однозначным — военное училище. И я никогда не жалел и не пожалею о сделанном выборе.

После многолетней офицерской службы появилось желание вернуться к старому хобби, и в свободное время я стал заниматься историей красноярской авиации, вообще военной историей края. Начал работать в архивах, на основе найденных документов писать статьи и книги. Тогда и обнаружил, что, оказывается, во время Великой Отечественной войны у нас в Хакасии находилась в эвакуации Бирмская военная авиационная школа пилотов.

Сначала смутило название. Как его только не склоняли в интернете — и Бирминская, и Бирманская, и Бирская. Вроде бы нет таких населённых пунктов на западе, ведь в эвакуацию в Сибирь в основном прибывали училища из западной части страны. Так и оказалось: местечко Бирма — это маленький населённый пункт на Дальнем Востоке, и эвакуировали авиашколу оттуда в 1941 году из-за боязни вступления в войну Японии.

Точек пересечения с моими интересами было слишком много — и то, что авиашкола базировалась на аэродромах Черногорского аэроклуба, и что во время обучения были авиационные катастрофы с гибелью курсантов и лётчиков-инструкторов (а мы с товарищами уже тогда занимались поисковой работой на местах гибели лётчиков в Красноярском крае). Итог — неоднократные поездки в Черногорск, общение с местными музейщиками, архивистами, краеведами и ветеранами, расследование авиакатастроф и установка памятных знаков на местах гибели лётчиков.

Небольшие брошюры очерков местных краеведов о Бирмской авиашколе мой интерес не удовлетворяли, так как были написаны больше на эмоциях, чем на первоисточниках — архивных документах. Решил написать историю авиашколы максимально подробно, опираясь на документы архивов. Пока работал с архивами, мои соратники Александр МАТВЕЕВ, Дмитрий ФЁДОРОВ со товарищи из поискового отряда «Трасса» Военного учебного центра СФУ на основе моих бумажных «раскопок» проводили раскопки реальные на местах гибели бирманчан в Хакасии, устанавливали памятные знаки. Расшевелили местных жителей, сложились отличные рабочие отношения с местной администрацией и школами. Помогали все, к кому обращались, народ в Черногорске отзывчивый и своей историей интересующийся. Местные СМИ активно освещали нашу работу, и сам собой материал копился и ждал реализации.

В этом году книга выходит. Пусть маленьким тиражом в издательстве Сибирского федерального университета, но она выйдет и найдёт своего читателя. Обязательно передадим часть экземпляров в Абакан и Черногорск, там её уже ждут наши друзья-соратники.

2-й отряд второго выпуска 1943 г.

2-й отряд второго выпуска 1943 г.

Вклад авиашколы в нашу Победу был значительным. С начала своей деятельности Бирмская военная авиашкола пилотов подготовила для Военно-воздушных сил РККА 1 062 лётчика-истребителя, не считая 153 выпускников, оставленных в школе инструкторами. Всего на 1 мая 1945 года было выпущено 1 215 пилотов. Простая арифметика — в истребительном авиаполку по штату 32 лётчика. Поделим 1215 на 32, получим 38 (!) полноценных истребительных авиационных полков для фронта!

Бывший лётчик-инструктор авиашколы Константин ЕВСТИГНЕЕВ, с большим трудом и не с первого раза выпросившийся на фронт, к концу войны сбил 56 вражеских самолётов (из них 53 лично!) и стал дважды Героем Советского Союза!

Памятник К. Евстигнееву в Черногорске

Памятник К. Евстигнееву в Черногорске

Местные старожилы считают, что именно лётчики Бирмской авиашколы принесли с собой в Черногорск образование и культуру. Благодаря присутствию в городе лётного училища в годы войны и тому, что после его расформирования многие офицеры и инструкторы остались, образовали здесь семьи с местными девушками и практически сразу заняли основные руководящие должности в органах власти и на предприятиях, Черногорск из захолустного затянутого угольной пылью шахтёрского городка превратился в современный город с развитой промышленностью и хорошими условиями для жизни.

«…Как вспышка молнии осветила всю жизнь нашего города Бирмская школа военных лётчиков, на всём оставила добрый след, особенно в человеческих судьбах…» — это слова черногорской писательницы и краеведа Тамары Сергеевны Дементьевой.

Наша книга о них — сталинских соколах, почти четыре года летавших над хакасской степью, о тех, кто прославил свои имена в воздушных боях с врагом, кто остался в хакасской земле, до фронта не долетев, кто оставил о себе добрую память уже мирными делами.

Сейчас тоже издаётся много книг о Великой Отечественной войне. Чем отличается наша от других? Тем, что она и о далёких годах, и о том, что мы сделали для увековечения памяти лётчиков сегодня. На хакасской земле стоят наши красные звёздочки на местах гибели курсантов и инструкторов авиашколы. Все имена погибших известны, НЕ ЗАБЫТ НИКТО. И пусть пока звёздочки поставлены не всем, наша работа продолжается.

Всё делается не зря. В Черногорске ухожены братские могилы погибших лётчиков, в центре города прекрасный мемориал. Как пройти «к самолёту», покажет любой. Знают наши звёздочки на Кунинском хребте, в Чапаево, в самом Черногорске, относятся к ним бережно, приносят цветы.

Это хорошо, это правильно. Это — навеки.

На главном фото — почётный караул у знака Николаю Черных

Похожие материалы