Принцип светофора
Знакомимся с проектами программы «Приоритет 2030»
Руководитель: Юлия Владимировна ВАЙНШТЕЙН, доктор педагогических наук, заместитель директора Института космических и информационных технологий, профессор кафедры прикладной математики и компьютерной безопасности.
1. Суть проекта
Цель проекта состоит в создании сервиса раннего прогнозирования академической успеваемости обучающихся на основе цифрового следа, формируемого в электронной информационно-образовательной среде университета для каждого студента.
Разрабатываемый цифровой сервис на ранних этапах обучения позволит оперативно выявить студентов, обучение которых развивается по «неблагоприятному» сценарию, и оказать им своевременную помощь и поддержку. Наряду с проблемными студентами сервис будет определять и успешных обучающихся, что позволит преподавателям и руководству институтов предоставить таким студентам дополнительные возможности для развития, например, через построение персонализированных маршрутов личностного развития. Реализация проекта наряду с персональными возможностями по поддержке каждого обучающегося даст стимул для развития и совершенствования образовательной среды всего университета через выявление и оптимизацию её проблемных зон.
В рамках проекта выделяются следующие задачи:
>> создание математической модели прогнозирования успешности обучения студентов на основе данных учебной аналитики, формируемых в сервисах электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) университета;
>> разработка и внедрение цифрового сервиса прогнозирования успешности обучения студентов;
проведение экспериментов на образовательных данных для уточнения параметров моделей раннего прогнозирования успешности обучения и оценки точности прогнозов;
>> разработка и реализация опросного инструментария для мониторинга удовлетворённости студентов качеством образовательной среды университета и учебного процесса;
>> формирование кластеров обучающихся с высоким, пограничным и низким риском академической неуспеваемости, разработка комплекса рекомендательных мер и проверка их действенности.
2. Команда проекта
Команда представлена рабочими группами специалистов в области разработки математической модели прогнозирования успешности обучения под руководством М.В. Носкова (ИКИТ), программной реализации цифрового сервиса под руководством К.Н. Захарьина (Департамент информационных технологий) и создания социологического комплекса методик оценки качества образовательной среды под руководством Д.О. Труфанова (ИППС) с участием сотрудников учебного департамента.
3. Что нужно сделать для реализации (шаги, дорожная карта)
В проекте необходимо реализовать комплекс инициатив.
Во-первых, необходима серьёзная работа по определению и содержательной интерпретации данных учебной аналитики, формируемой в ЭИОС университета.
Во-вторых, необходимо создание моделей прогнозирования, позволяющих на основе универсального набора предикторов прогнозировать учебные результаты на ранних этапах обучения по дисциплине и осуществлять комплексную интегративную оценку текущего положения обучающегося по образовательной программе «в целом».
В-третьих, реализация цифрового сервиса прогнозирования академической успеваемости обучающихся и внедрение его в институтах университета.
В-четвёртых, формирование кластеров обучающихся, классифицированных по группам риска относительно вероятности сдачи промежуточной аттестации по дисциплине. Например, кластеры обучающихся с высоким, пограничным и низким риском неуспешности обучения для своевременного реагирования и принятия мер педагогической помощи.
Параллельно необходима серьёзная работа по выявлению и оптимизации проблемных зон образовательной среды университета, что будет способствовать повышению качества образования.
4. Сегодняшний срез (что происходит на данный момент)
В настоящее время разработана прогностическая модель оценки успешности обучения, которая позволяет еженедельно оценивать вероятность успешной сдачи экзамена или зачёта по дисциплине. Разработан прототип цифрового сервиса, который работает по принципу светофора и еженедельно при помощи цветовых индикаторов (красный, жёлтый, зелёный) позволяет визуализировать принадлежность студента к кластеру высокого, пограничного или низкого риска неуспешности обучения по дисциплине соответственно. Цифровой сервис уже работает на «живых данных» и позволяет еженедельно прогнозировать вероятность успешной сдачи промежуточной аттестации по дисциплине по обучающимся всех 22 институтов СФУ. Мы уверены, что после комплексной деятельности по выявлению аномалий в данных студенты нашего университета, находящиеся «под контролем» цифрового сервиса, смогут рассчитывать на оперативную помощь и поддержку преподавателей, администрации институтов и вуза.
5. Окончательные сроки и результат
В рамках программы «Приоритет 2030» работы по реализации и запуску пилотного проекта цифрового сервиса запланированы на 2022-2023 годы. Основным результатом будет разработка моделей прогнозирования, создание цифрового сервиса на базе ЭИОС, что позволит реализовывать принципы персонализации управления, адаптивной организации предметного обучения и будет способствовать сохранению численности контингента обучающихся. Цифровой сервис обеспечит возможности предупредительной гибкой коммуникации с обучающимися, находящимися в группе риска по возможной утрате связи с университетом.
Но задачи проекта значительно масштабнее. Мы полагаем, что проект закладывает основания формирования цифровой образовательной истории обучающихся университета и послужит платформой для решения широкого спектра научно-исследовательских задач образовательной аналитики и выработки практических решений в области повышения качества образования на основе анализа данных.
#приоритет2030