Обложка

Секреты Красной книги

Как вы думаете, если какой-то вид животного занести в Красную книгу, это спасёт его или нет? На самом деле бывает по-разному. Вот косулю занесли в Красную книгу Красноярского края, и за десять лет её численность восстановилась настолько, что уже снова можно выдавать лицензии на охоту. А с ценными рыбами (осётр, стерлядь, ленок, таймень) восстановления не происходит уже много десятилетий.

О нюансах работы над Красной книгой, её значении и экологических эффектах мы говорили с Александром Петровичем САВЧЕНКО, доктором биологических наук, заведующим кафедрой охотничьего ресурсоведения и заповедного дела СФУ, главным редактором книги. Узнали много, попробуем структурировать.

На заглавном фото — лесной северный олень (автор фото — Р. Афанасьев)

СТАТУС КРАСНОЙ КНИГИ

Уникальные виды, занесённые в международную Красную книгу, если встречаются на территории России, автоматически попадают и в Красную книгу Российской Федерации. А Красная книга РФ составляется на основе Красных книг субъектов.

Каждый субъект Федерации обязан вести мониторинг редких видов и раз в 10 лет обновлять Перечень (с изданием нормативного документа и самой Красной книги) этих видов с учётом складывающейся ситуации. Те виды, которые остались под угрозой, или появились новые, которые могут исчезнуть, заносятся в переиздаваемую Красную книгу субъекта. Кроме того, проводимые исследования позволяют обновить и дополнить ранее полученные знания о их биологии.

Красная книга — и справочник, и нормативный документ. Сначала ведётся обследование территории, потом на основе представленных данных издаётся постановление: какие виды заносятся в книгу, какие исключаются, какие категории и статус им присваиваются. А потом уже печатается книга — с очерками по каждому виду, картами ареалов и другими сведениями.

Белый медведь. Фото — М. Вершинин

Белый медведь. Фото — М. Вершинин

ПЕРВОЕ ИЗДАНИЕ

В Красноярском крае первая инициативная Красная книга вышла в 1995 году, а официальная (с принятием нормативного документа) — 2000 году. В конце 2022-го вышло 4-е издание: три красиво иллюстрированных красных книги — «Животные», «Растения и грибы» в 2-х частях, общим объёмом 1013 стр.

То первое издание (1995 года) стало событием, книгу помнят все. Сибиряки готовили её совместно с московскими учёными, в оформлении принимал участие известный художник-анималист Виктор БАХТИН. Рисунки получились уникальные: каждое пёрышко, каждый элемент прорисованы. Нынешнее издание по объектам животного мира иллюстрировано фотографиями, а тома по растениям –фотографиями и замечательными (оригинальными) авторскими рисунками.

КТО В КОМАНДЕ

Правительство края сначала объявляет конкурс на подготовку Красной книги. В техническом задании указано в том числе обследование территории 44 муниципальных районов и 16 городских образований. Проще сказать — от арктических островов до границы с Тувой. Не каждый коллектив способен выполнить такую объёмную работу исследований; конкурс выиграл СФУ.

Но что значит обследовать 44 района? Это надо организовать экспедиции в каждый из этих районов, дополнительно собрать сведения у охотоведов, лесников, природоведов (например, учителей биологии, географии). А иллюстрации к книге? Редкий вид потому и редкий, что его встретить трудно, а сфотографировать — вообще отдельная тема. Так, чтобы заснять снежного барса фотограф Михаил ВЕРШИНИН затратил несколько лет, специально организуя экспедиции, отслеживая места встреч этой кошки, выкладывая там приманку, делая засидки-скрадки и карауля зверя в них безвылазно по несколько суток, а то и недель.

Сибирский горный козёл. Фото — Р. Афанасьев. Фото

Сибирский горный козёл. Фото — Р. Афанасьев. Фото

В общем, к работе над Красной книгой кроме сотрудников СФУ было привлечено множество людей и ведомств, в соисполнителях значатся 14 организаций — вузы, научные учреждения, заповедники, министерства. Ответственными редакторами разделов по объектам животного мира стали доктора наук А.А. Баранов (птицы, амфибии, рептилии), В.А. Заделёнов (костные рыбы), Ю.И. Литвинов (млекопитающие), О.В. Тарасова (насекомые). В написании очерков по животным участвовало 49 авторов и 31 автор по растениям.

Работа официально велась 4 года, а на самом деле — все 10 лет, начиная с выхода предыдущей Красной книги 2012 года.

ПОЧЕМУ ЭТО НЕ ПРОСТО НАУКА

Для рейтинга оценки качества труда научного сотрудника СФУ Красная книга… не является показателем. При этом учёные работают над темой годами. И не только держат руку на пульсе природы, но даже открывают новые виды, описывают их. Например, Николай Витальевич Степанов, профессор кафедры водных и наземных экосистем СФУ (главный редактор и соавтор ряда очерков Красной книги раздела «Растения»), впервые выявил и описал 80 новых видов, большая часть которых уже подтверждена молекулярно-генетическими исследованиями. Это, без преувеличения, феноменальное явление в фундаментальной науке. Поэтому вопрос о Красной книге, наука ли это, автоматически отпадает.

Дрофа. Фото — М. Вершинин

Дрофа. Фото — М. Вершинин

Для реального сохранения вида важно не только его таксономическая положение, но и его структура с выявлением наиболее слабых звеньев. Проводимые мероприятия по сохранению видов весьма затратны, а поэтому для достижения цели они должны быть адресными, как укол в нужное время и нужное место. По большому счёту, сохранение биологического разнообразия подразумевает, прежде всего, сохранение разнообразия генетического.

Вообще, быть в числе соавторов, опубликовавших рейтинговую статью, например, в SCIENCE, конечно, престижно. Но обобщить огромный материал, создать основу для практических решений при формировании межрегиональных программ сохранения исчезающих видов — не менее значимо, по крайней мере, в деле сохранения дикой природы.

КРАЙНЯЯ МЕРА

Внести животное в Красную книгу — решение не простое, буквально – крайняя мера. Особенно это касается видов, которые традиционно служат объектами промысла или любительской добычи сибиряков. Прежде всего, это рыбные и охотничьи ресурсы. Порой за счёт них живут целые сёла, удалённые от благ цивилизации. Более того, у коренных народов даже физиология адаптирована, например, под употребление мяса оленя. Как они могут от него отказаться?

Запрет на отстрел гусей, отдельных группировок косуль, лосей — ощутимый удар не только по рядовым охотникам, но и по охоторганизациям, а это уже налоги, рабочие места и пр. Казалось бы, предлагайте лицензии на другие объекты охоты… Но другие не столь популярны. Поэтому охотничьи организации просят: не надо заносить в Красную книгу, давайте руководствоваться действующим охотничьим законодательством, уменьшая число лицензий. Увы, в условиях Сибири и её бескрайних просторов это не работает. Сложно уйти от так называемого легального браконьерства, когда на 20 выданных лицензий добывают 100-200 косуль.

Косули. Фото А. Савченко

Косули. Фото А. Савченко

Поэтому Красная книга — крайняя мера, когда другие механизмы не работают. Так в своё время косуль бузимо-кантатско-кемской группировки и тундрового гуменника, пролетающего через южные районы края, как находящихся под угрозой их исчезновения занесли в Красную книгу.

Только по поводу занесения в Красную книгу насекомых и земноводных никто не возражает.

РЕДКИЕ ВИДЫ

В Красной книге края 2022 г. — 152 вида животных: 91 — птиц, 27 млекопитающих, 7 рыб, 2 земноводных, 2 пресмыкающихся и 23 вида насекомых. 42% этих видов занесены и в Красную книгу России. А большую часть, получается, охранять надо именно в нашем крае.

Видам присвоены категории: 1 — под угрозой исчезновения, 2 — сокращающиеся в численности, 3 — просто редкие, 4 — не определён статус, 5 — восстанавливающиеся, 6 — редкие расселяющиеся, 7 — залётные, но входящие в Красную книгу России.

Из птиц на грани исчезновения (категория 1): серый гусь, клоктун, малая поганка, большой подорлик, балобан, степная пустельга, кулик-сорока. Из млекопитающих: снежный барс, марал (Боготольский и Ачинский районы), северный олень (алтае-саянская и ангарская субпопуляции) и некоторые другие.

Все 7 видов краснокнижных рыб в нашем крае имеют категории 1-3: редкие, сокращающиеся или под угрозой исчезновения.
Исчезнувшими считаются алтайский горный баран, отдельные субпопуляции сибирского горного козла, красный волк, дрофа.

КАК ПОСЧИТАТЬ СНЕЖНЫХ БАРСОВ

Разве можно точно назвать численность уток в стае, которая села на озеро? А как узнать, сколько в тайге медведей? Но учёные умеют всё это считать, используя самые разные методики. Сейчас на помощь приходят и космические снимки, и компьютерные программы, статистика, позволяющие считать с наименьшими ошибками. Однако главное — мониторинг, т.е. регулярные многолетние наблюдения и учёты. И даже если никто не увидит зверя, его смогут вычислить по следам. Так, в 2011 г. в Саяно-Шушенском заповеднике достоверно зафиксированное максимальное число снежных барсов составило 10 особей, к 2020 г. в результате охранных мероприятий и транслокации численность ирбиса в заповеднике увеличилась до 16 особей. Животные идентифицируются по снимкам на фотоловушках, в частности, у барса по пятнам на шкуре (а это как отпечатки пальцев у людей, у каждого свой узор).

Снежный барс. Фото — М. Вершинин

Снежный барс. Фото — М. Вершинин

НОВЫЕ СРЕДСТВА СЛЕЖЕНИЯ

Техники в распоряжении учёных стало немало. Что дают эти чипы, квадрокоптеры, видеорегистраторы? Во-первых, слежение за мечеными особями возможно в течение года. Во-вторых, доказательность выводов возрастает (одно дело - натурно увидеть стаю, другое — проследить её годовой или многолетний путь, места размножения, зимовки, остановки по пути следования и т.д.)

Чипы, которые сейчас устанавливаются на животных, позволяют не только определить местоположение, но и снять ряд физиологических параметров, оценить поведение: вот олень бежит, вот кормится, вот он на лёжке. По гусям теперь отслежен весь пролётный путь и ключевые места обитания.

ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА БИОРАЗНООБРАЗИЯ

Когда люди слышат: «В Красноярском крае таймень занесён в Красную книгу» — это шок. Ведь экотуристы сюда и едут за тайменем, да и местные на нём живут.

На самом деле в Красную книгу заносится не весь вид, а отдельные группировки или подвиды, так сказать — слабые звенья биоразнообразия, места, где вид исчезает. Таймень и стерлядь, например, охраняются в бассейне Ангары и Оби. А на Нижней Тунгуске, Подкаменной Тунгуске, на реках бассейна Енисея (за исключением Ангары) лов разрешён.

Северный олень на грани исчезновения в Алтае-Саянском регионе и в бассейне Ангары, на другой части ареала это лицензионный вид, который необходим для жизни коренным малочисленным народам Севера.

ПЕСНИ ЗЯБЛИКА

Когда наступит весна, и в апреле вы пойдёте по тропинке, то, наверняка, услышите, как поёт звонкая птичка. Скорее всего, это зяблик. Он рано прилетает и почти сразу начинает петь. А в августе, когда уже все птицы умолкли, его ещё можно услышать.

В 60-е годы ХХ века зяблика у нас не было. Потом начал появляться. Это расселяющийся вид. Когда птица массового вида, но у нас ещё редкая, заносить ли её в Красную книгу? Естественно, нет. Важно выделить только те виды, которые действительно редки или подвержены угрозам.

ПТИЧИЙ ГРИПП НАПАКОСТИЛ

Достаточно ли занести вид в Красную книгу, прекратив его изъятие, или нужны и другие меры? Зависит от вида: по каждому надо проводить адресные мероприятия.

Гуменник. Фото — А. Савченко

Гуменник. Фото — А. Савченко

Для тундрового гуся гуменника достаточно было ввести ограничения охоты только на юге края, где гуси останавливаются на продолжительное время перед броском к местам гнездования, расположенных в тундрах, чтобы восстановить популяцию. Этого гуменника на момент занесения в Красную книгу оставалось 3,5 тысячи, а сегодня — 40 тысяч особей. Теперь учёные уже за то, чтобы вывести эту субпопуляцию из Красной книги, но надеются на ответственность охотпользователей и охотников: организуйте охоту, соблюдайте правила охоты так, чтобы через 10 лет он опять не оказался на грани исчезновения.

Другая ситуация с малым лебедем. На лебедей вообще охота запрещена, и условия для него более благоприятные: с 3-й категории он перешёл в 5-ю, его собирались выводить из Красной книги. Но потом этот вид опять стал редким; возможно, произошла смена миграционных путей, и лебеди стали лететь западнее. Для это и необходимы как мониторинговые исследования, так и межрегиональные контакты.

Журавль-красавка. После занесения в Красную книгу его численность начала расти, но в 2005-2009 гг. случился птичий грипп, и произошёл массовый падеж видов, участвовавших в эпизоотии, в том числе этого журавля. Конечно, естественным путём, через гибель части особей, увеличивается доля иммунных особей. Но у диких птиц, участвующих в эпизоотии, на это ушло 10 лет. Самое наглядное: ранее весьма многочисленная утка чирок (свистунок, трескунок), которая раньше селилась на любой силосной яме, до сих пор не восстановилась.

Журавль-красавка. Фото — Е. Ковалевский

Журавль-красавка. Фото — Е. Ковалевский

Не менее показателен пример с дубровником. Это маленькая, как канарейка, птичка, которую можно было увидеть в любом ивняке по поймам рек. Часть орнитологов, не проводивших лабораторные исследования, решили, что этот вид уничтожили китайцы (дубровник в Китае — семейный символ, почти в каждом доме есть чучелко этой нарядной птички). Но китайцы ловят дубровника сотню лет, при этом численность его не уменьшалась. А в период птичьего гриппа буквально за несколько лет дубровник исчез, причём в пределах всего ареала. И он сейчас занесён в Красную книгу России. В последние годы, он, как и другие виды, увеличившие долю иммунных особей, начинает восстанавливаться.

НЕ РУБИТЕ, МУЖИКИ

Краснокнижный вид — это знак полного запрета на добычу или нанесение вреда. Наказания здесь суровые, причём во многих странах. Увы, не всегда преступников удаётся поймать, но уж кого поймают — накажут так, чтоб другим неповадно было.

Конечно, мера ответственности зависит от ущерба. Цветок сорвал, рыбу выловил — за один факт тебя и накажут. А браконьер, у которого нашли, например, сто килограммов осетра, — это уже до 4 лет тюрьмы.

Справка

На 2021 год за вылов ценных пород рыб, в частности, осетровых законодатель, предусмотрел следующие наказания.:
>> Штраф в размере до одного миллиона рублей.
>> Обязательные работы до четырёхсот восьмидесяти часов.
>> Принудительные работы на срок до четырёх лет со штрафом до одного миллиона рублей.
>> Лишение свободы на срок до четырёх лет со штрафом до одного миллиона рублей.

УК РФ Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов
1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;
в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;
г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, — наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022)

Но основной ущерб наносят хозяйствующие субъекты. Та же добыча золота. На самом деле, прежде чем начинать разработку, компания обязана обследовать территорию. И если выявляются участки с уникальными и исчезающими видами — проектировать разработку так, чтобы их не затронуть. Но не всегда компании это делают, не говоря уже о том, чтобы спасти гнездо орла или не раздавить саранку.

В отношении хозяйствующих субъектов возбуждаются самые крупные иски. Особенно жёсткие «ценники» по растениям — там в пересчёте на гектары штрафы бывают многомиллионные.

Колпица. Фото — М. Вершинин

Колпица. Фото — М. Вершинин

ВСЯ ПРИРОДА В КРАСНОЙ КНИГЕ

Мы так часто слышим об экологических бедствиях, что кажется: все животные и растения уже на грани уничтожения. Это не совсем так: в Красную книгу Красноярского края («Животные»), например, занесено около 1/4 всех видов птиц, млекопитающих. Хотя по некоторым прогнозам уже к 2050 году могут погибнуть почти 40 % от всех живущих на планете видов животных.

Потому и надо определять слабые звенья. Красная книга эту задачу выполняет. Потом на её основе создаются охраняемые территории, принимаются решения о мерах восстановления. Начинает работать целая система.

ПРО МЕДВЕДЕЙ И СОБАК

На фоне Красной книги нельзя не сказать о видах, чья численность сильно выросла и уже представляет угрозу для человека.

Так, в Красноярском крае численность медведей не должна превышать 9 тысяч, а их уже порядка 30-35 тысяч. Когда численность растёт, растёт и число особей, которые не боятся человека или проявляют агрессию. И вот медведи выходят на Гремячую гриву, в Дивногорск, на Столбы...

Поможет этому только изъятие, т.е. нужно привлекать к этому охотников и охотпользователей. Но этого в полной мере не позволяет действующее законодательство и Правила охоты. Есть и ещё одна причина — социальная. Это, с одной стороны, экологически не очень грамотные зоозащитники, с другой — сокращение числа желающих охотиться на медведя. Так, в сезон охоты 2020-2021 годов при лимите 1942 особи, было выкуплено охотниками 759 разрешений, а фактическая добыча составила всего 112 медведей, т.е. 6% от установленного государством лимита. Добыча медведя — задача сложная, затратная, требующая большего времени и хороших охотничьих навыков, сопровождаемая риском. В России же при общем увеличении численности охотников растёт лишь доля так называемых охотников выходного дня.

Та же ситуация — с ростом численности диких собак. Их принято называть бездомными. На самом деле бывших домашних животных среди них практически нет: их быстро съедают сородичи. На наших улицах парии, полудикие собаки, даже примерно одного окраса, серо-палевого. Их тоже надо изымать (волков же изымаем), но общество пошло по пути отлова и стерилизации. Если вести это дело серьёзно, а не для галочки, то, с одной стороны, оно весьма затратно. С другой, при стерилизации парии не становятся менее агрессивными, скорее наоборот, особенно при защите своей территории. В Красноярской агломерации насчитывается по разным оценкам до 20-25 тысяч таких собак.

Беркут. Фото — Р. Афанасьев

Беркут. Фото — Р. Афанасьев

КРАСИВАЯ КАРТИНКА

Часто можно видеть видео из европейских городов. У них там зайцы через улицу скачут, благородные олени по паркам ходят. Лепота. Можно будет когда-то увидеть подобное, например, на Татышеве?

Ответ: нет. Причина, во-первых, сами люди. Если охотника с ружьём ещё можно проконтролировать, то кто уследит за горожанином, который в городской среде добывает уток, петельки на них ставит? Во-вторых, в городе не должно быть диких собак. В-третьих, климат. В Европе тёплые малоснежные зимы, другая вегетация, обилие корма. Это обеспечивает хорошую численность. Так, по данным Немецкого фонда дикой природы, в Германии около 2,5 млн косуль, из них добывается порядка 1,25 млн, т.е. почти в 10 раз больше, чем у нас.

Только при большой численности, а главное, при отсутствии опасности от человека и собак можно будет встречать диких животных в городских условиях. Прошлой зимой в окрестностях СФУ жила пара зайцев и соболь; к сожалению, в этом году даже следов их присутствия не обнаружено.

Красная книга 2022 года доступна здесь.

Похожие материалы