А главная проблема – сотовый телефон

Нам известны два-три случая, когда заведующие кафедрами давали негласную установку коллегам-преподавателям: присутствие студентов на кафедрах не приветствуется! Почему такое происходит? Оставим в стороне почти фантастические, но все же возможные проявления «студентофобии»... По большому счету, объяснение одно: кафедра – рабочее место преподавателя, здесь он занимается наукой, и шум, суета, разговоры, посетители отвлекают. «Студенты не умеют себя вести!» – таков категоричный приговор преподавателей-«радикалов».

... Преподаватели же, попавшие в руки корреспондентов УЖ, на вопрос «что плохо?» начинали возражать – «большая часть студентов в университете хорошая...». Но мы все-таки опустим «плюсы», раз взялись говорить о «минусах». Итак, культура, поведение студентов: какие сложности возникают? какова формула некоего эталона поведения студента в стенах кафедры и деканата (в целом – в университете)?

Николай Александрович Гаевский, профессор, зав.кафедрой физиологии растений и биотехнологий, Институт фундаментальной биологии и биотехнологии: «Планировать посещение преподавателя студент должен заранее, прежде изучив расписание консультаций. Если возникает какой-то вопрос, касающийся нескольких человек, следует зайти одному и услышать ответы на свои вопросы, а не всем вместе. Если заходят сразу несколько студентов – на кафедре образуется столпотворение. В таких случаях лучше подождать за дверью. Конечно же, не нужно перебивать преподавателя, если он уже беседует с кем-то из студентов».

Наталья Пименова, ассистент кафедры искусствоведения, ИЕиГН: «У меня есть пожелание для студентов – чтобы они относились к занятиям с той же ответственностью, что и преподаватели. Готовились, не разговаривали. Тогда будет диалог, будет образование!»

Вадим Олегович Егорушкин, зам.декана дорожно-строительного факультета, ИАС: «Действительно, студентам порой не хватает культуры поведения и общения. Иногда они заходят в деканат вдвоем, а то и впятером, в шубах и шапках, похоже, даже не осознавая, что это нехорошо. Студенты должны понимать, где они находятся, и соблюдать определенные приличия. Скажем, можно закрыть глаза на то, что парень и девушка обнимаются, но когда они откровенно начинают проявлять свою любовь, приходится одергивать».

Елена Юрьевна Гуменная, доцент кафедры технологии и организации строительного производства, ИАС: «Меня тревожат несколько аспектов, касающихся культуры студентов. Во-первых, не все молодые люди снимают шапки в помещении. Во-вторых, порой слишком откровенная одежда девушек. Я не против неделовой одежды, но в стенах университета должен соблюдаться некий дресс-код. В-третьих, меня очень не устраивает пользование сотовыми телефонами. Я допускаю, что иногда ребята ждут важного звонка, но тогда лучше поставить телефон на беззвучный режим и выходить в коридор, чтобы ответить. Что касается речи: иногда, проходя по коридору, случайно такое услышишь!..».

Татьяна Сергеевна Грубова, доцент кафедры инженерная графика, ИЦМиЗ: «Наша кафедра работает с первым курсом, они недавно выпустились из школы, бывает, что шумят, бегают по коридорам, как дети. И бережливости у студентов нет. Недавно мы сделали ремонт в коридорах, и на белых стенах уже появились следы ботинок».

Молодые преподаватели кафедры инженерная экология, ПИ: «К сожалению, мы постоянно видим расхлябанность студентов как в речи, так и во внешнем виде. Заходя на кафедру, студенты забывают стучать, а уж об их обращении, кода они ищут кого-то из преподавателей, лучше и не говорить. Дипломники вообще могут войти, как к себе домой, пройти, не поздоровавшись, не спросив разрешения, сесть на диван и ждать нужного им человека. Очень большой проблемой является сотовый телефон. Преподаватель общается со студентом, а тот в свою очередь пишет sms. Мы посещали другие вузы страны – подобной разболтанности не видели!»

Ирина Владимировна Богомаз, профессор, зав.кафедрой техническая механика ИАС: «Мы занимаемся качеством обучения уже около 15 лет, и студенты давно стали понимать, что какая-либо наглость или грубость совершенно исключаются. К тому же у нас открытая рейтинговая система, что избавляет от проблемы посещаемости и шума на занятиях. Но не только этим мы добились культурного поведения студентов. Немаловажен личный пример – доброжелательность, любовь к студентам, грамотная речь. У нас есть только одна проблема – неотчисление студентов, которые не учились вообще, но чьи интересы кто-то лоббирует. Это развращает других студентов. Мое пожелание – создать всем студентам на всех факультетах равные возможности, вне зависимости от финансового положения родителей и знакомств. Нужно оставить только один показатель – успешность».

Подведем итоги. Преподаватели хотят чтобы студенты входили в деканаты и на кафедры по одному, прежде ознакомившись с расписанием консультаций, здоровались, четко формулировали вопросы, снимали верхнюю одежду и головные уборы, соблюдали дресс-код, не выражались «сильными» словами и вели себя воспитанно! Вроде бы несложно...

Анастасия Андронова