Обложка

Есть что вспомнить!

Когда мы собирали кандидатуры самых ярких выпускников этого года для «коллективного портрета поколения» (см. рубрику «Газета в газете»), то решили, что любопытно будет представить и детали студенчества совсем другого времени. Мы поинтересовались у директоров институтов: какие воспоминания-сюжеты остались в памяти?
На заглавном фото: архитектурный факультет КПИ; весна, субботник. Первокурсник Евгений Зыков — сегодня директор ИАиД — справа внизу. На этом фото можно видеть Юлию Израилевну Гринберг, родоначальницу Красноярской школы архитектурной реставрации (в берете и очках).

Олеся Владимировна ВОЛКОВА, директор Института педагогики, психологии и социологии, доктор психологических наук, выпускница Педагогического университета им. В. П. Астафьева.

— Первое яркое впечатление из студенческой жизни, конечно, сельхозработы. Мы собирались в районе театра оперы и балета, и оттуда нас на жёлтых автобусах увозили куда-то далеко за алюминиевый завод. Мы собирали там картошку, было весело. Это не воспринималось как работа — скорее, как пикник: всегда везло с погодой. И, наверное, благодаря этим выездам появилась дружба: все познакомились, разделились по интересам и от души полюбили нашего куратора.

Ещё одна важная страница — капустники. Факультету на тот момент отдали старое, практически аварийное здание рядом с ЦУМом на Маркса, 100. Там было жутко холодно (иногда писали лекции в варежках), но мы не смущались — творили. Делали костюмы из бумаги. И капустники наши проходили на ура. Частота этих мероприятий зашкаливала.

На фотографии (cм. ниже, Олеся по центру) с одного из капустников можно видеть нашего декана, ставшего потом ректором, В.А. Ковалевского, который с удовольствием откликался на любые приглашения участвовать в студенческих мероприятиях. Мы рисковали шутить над преподавателями, но у них хватало чувства юмора и благосклонности, чтобы поддерживать нас во всём. И мы в свою очередь были буквально влюблены в педагогов, не пропускали ни одного занятия. Кажется, что приходили на занятия в 8.30, а возвращались за полночь.

Ещё момент, который оценила только спустя годы. Я попала во вторую группу здоровья; считалось, что у нас на физкультуре должна быть щадящая нагрузка. Но нам досталась такая преподавательница, которая все три года физкультуры гоняла нас так, что в итоге по всем показателям мы переплюнули основную группу, куда ходили здоровячки. И хотя мы ныли, не хотели заниматься, но за три года никто из нас ни разу не болел. Так произошло одно из ценных вложений в наше становление как специалистов и личностей.

Евгений Аркадьевич ЗЫКОВ, директор Института архитектуры и дизайна (выпускник КИСИ, который выделился в своё время из Красноярского политехнического института).

— У студентов-архитекторов сдача курсовых проектов по архитектурному проектированию — почти всегда жуткий стресс. Отчасти это происходит потому, что творческие студенты ищут и надеются найти лучшее решение до самого последнего момента. А на оформление этого решения уже оказывается недостаточно времени. Реакция наших преподавателей на эту нашу неорганизованность, нарушение дедлайнов была очень разной. В основном преподаватели приходили к студентам, видели неоконченные проекты и не скрывали своего разочарования: «Ну что же вы такие безответственные», «Почему вы всё время не успеваете!». На этом фоне преподававший в нашей группе Алексей Дмитриевич Мякота сильно отличался. Мы слышали от него: «Классное решение! Да, немного ещё нужно доделать, но вы успеете! До сдачи ещё целых 30 минут!».

Самое начало первого курса, архитектурный факультет КПИ

Самое начало первого курса, архитектурный факультет КПИ

Студент Александр Близневский

Студент Александр Близневский

Александр БЛИЗНЕВСКИЙ, директор Института физической культуры, спорта и туризма, доктор педагогических наук. Имеет два высших образования: инженер-промтеплоэнергетик (Красноярский политехнический институт; 1980), тренер (Омский государственный институт физической культуры; 1990).

— На третьем курсе Политеха во время сдачи экзамена по дисциплине «Прикладная механика» никто из одногруппников не хотел идти первым. Преподаватель несколько раз приглашал заходить и брать билет, но смельчаков не находилось! Я торопился на тренировку и решил пойти первым. Преподаватель поставил мне без сдачи экзамена оценку «хорошо» — за смелость! Чем порадовал меня и немного огорчил ребят и девчат :-).

Студент Владимир Баранов работает летом в пионерском лагере.  Он всегда подрабатывал: на хлебозаводе, мясокомбинате, разгружал вагоны.

Студент Владимир Баранов работает летом в пионерском лагере. Он всегда подрабатывал: на хлебозаводе, мясокомбинате, разгружал вагоны.

Владимир Николаевич БАРАНОВ, директор Института цветных металлов, кандидат технических наук, выпускник Хакасского технического института.

— После 4 курса нам предложили провести лето… создавая в ХТИ лабораторию литья и обработки металлов давлением. То есть буквально: коллективом студентов, человек 7-8, мы отделывали большое помещение приблизительно на 600 квадратных метров. Все этапы работы провели — сдирали старую штукатурку стен, делали новую и так далее, а по окончании работ даже немного захватили монтаж специального оборудования.

Мы сделали всё в срок — всего за два с половиной месяца. Работали допоздна и без выходных. Но мы были юные и полные сил, после несложных работ, типа покраски, могли и на дискотеку сгонять. Потом мы сами себе засчитали это лето как «стройотрядовское», хотя и без выездной романтики.

НА ФОТО: студент Владимир Баранов работает летом в пионерском лагере. Он всегда подрабатывал: на хлебозаводе, мясокомбинате, разгружал вагоны.

С тех пор для меня любые работы подобного рода не представляют трудности ))

Василий НИКУЛЕНКОВ, директор Института Севера и Арктики, кандидат исторических наук, выпускник Гуманитарного института СФУ.

— Нынешняя политическая ситуация напомнила мне историю, связанную с Анной Анатольевной НИХОЧИНОЙ, которая вела у нас курс политологии в далёком 2005 году. В рамках предмета преподаватель предложила каждому выступить с презентацией яркого политического деятеля. Помню, выбрал Александра Благословенного. Удивительно, что никогда специально не увлекался тем периодом, но задача была поставлена Анной Анатольевной спонтанно, и первым пришёл в голову этот российский император.

Надо сказать, когда выходишь перед большой аудиторией и должен с ходу пояснить свой выбор, нелегко сформулировать, в чём же политическая яркость героя. Выручил тот факт, что во времена этого императора Россия была спасена от Наполеона, а вернее, от всей объединённой армии Европы. Когда война стала народной, отечественной, мы одолели европейцев. Сейчас думаю: почти 20 лет назад случайно выбрал императора Александра I, и как перекликается его эпоха с сегодняшней.

с одногруппниками на практике в одной из красноярских телекомпаний, 2006 г.

с одногруппниками на практике в одной из красноярских телекомпаний, 2006 г.

Тогда спонтанное выступление вызвало волнение. Сегодня, когда за плечами сотни публичных выступлений на мероприятиях самого разного формата, я отношусь к ним просто как к форме общения. И студентам бы сказал: практикуйтесь больше, опыт — хорошая штука.

Ольга Николаевна ЧЕРЕПАНОВА, директор Института математики и фундаментальной информатики, кандидат физико-математических наук, выпускница КГУ.

Защита диссертации, 1998 г.

Защита диссертации, 1998 г.

— Самое яркое воспоминание — экзамен на 2 курсе у Вячеслава Александровича Новикова. Того самого, кто потом стал председателем Красноярского краевого Совета народных депутатов и сенатором в Совете Федерации от края. А до этого он был старшим научным сотрудником в КНЦ и у нас читал лекции по дифференциальным уравнениям. Человек был неординарный и так же необычно принимал экзамен. Запустил нас в аудиторию, раздал билеты, а сам взял газету и читал её так, чтобы нас не видеть. Давал понять, что мы можем списывать сколько угодно. Потом, не выглядывая из-за газеты, предупредил, что через две минуты начнёт спрашивать. И начал. И вся группа вышла от него с «двойками». То есть ему всё равно было, списываем мы или нет, он вопросы вглубь задавал.

Это была единственная моя «двойка», да ещё по дифурам, по которым я потом защитила диссертацию. И при этом единственная оценка, за которую не было обидно. Потому что справедливо он нас отправил. Зато когда мы пришли на пересдачу, уже не просто выучили билеты, а докопались до каждой запятой.

Ещё любопытна история моего поступления на матфак КГУ. На самом деле я ехала подавать документы в Политехнический. Как раз входили в моду специальности по вычислительной технике, программированию, и в Политехническом открылся соответствующий факультет. Но мы с подружкой перепутали автобус, и он привёз нас на гору. Третий корпус тогда уже был достроен, внутри шла облицовка мраморной плиткой. Колодец, вся эта красота произвели впечатление, и подружка мне говорит: да поступай сюда. Я поступила. Так что автобус привёз куда надо!

Похожие материалы