![Обложка](/files/gazeta/story/cover/Zykov2.jpg)
Есть что вспомнить!
Олеся Владимировна ВОЛКОВА, директор Института педагогики, психологии и социологии, доктор психологических наук, выпускница Педагогического университета им. В. П. Астафьева.
— Первое яркое впечатление из студенческой жизни, конечно, сельхозработы. Мы собирались в районе театра оперы и балета, и оттуда нас на жёлтых автобусах увозили куда-то далеко за алюминиевый завод. Мы собирали там картошку, было весело. Это не воспринималось как работа — скорее, как пикник: всегда везло с погодой. И, наверное, благодаря этим выездам появилась дружба: все познакомились, разделились по интересам и от души полюбили нашего куратора.
Ещё одна важная страница — капустники. Факультету на тот момент отдали старое, практически аварийное здание рядом с ЦУМом на Маркса, 100. Там было жутко холодно (иногда писали лекции в варежках), но мы не смущались — творили. Делали костюмы из бумаги. И капустники наши проходили на ура. Частота этих мероприятий зашкаливала.
На фотографии (cм. ниже, Олеся по центру) с одного из капустников можно видеть нашего декана, ставшего потом ректором, В.А. Ковалевского, который с удовольствием откликался на любые приглашения участвовать в студенческих мероприятиях. Мы рисковали шутить над преподавателями, но у них хватало чувства юмора и благосклонности, чтобы поддерживать нас во всём. И мы в свою очередь были буквально влюблены в педагогов, не пропускали ни одного занятия. Кажется, что приходили на занятия в 8.30, а возвращались за полночь.
![](/files/gazeta/Volkova_studencheskoe.jpg)
Ещё момент, который оценила только спустя годы. Я попала во вторую группу здоровья; считалось, что у нас на физкультуре должна быть щадящая нагрузка. Но нам досталась такая преподавательница, которая все три года физкультуры гоняла нас так, что в итоге по всем показателям мы переплюнули основную группу, куда ходили здоровячки. И хотя мы ныли, не хотели заниматься, но за три года никто из нас ни разу не болел. Так произошло одно из ценных вложений в наше становление как специалистов и личностей.
Евгений Аркадьевич ЗЫКОВ, директор Института архитектуры и дизайна (выпускник КИСИ, который выделился в своё время из Красноярского политехнического института).
— У студентов-архитекторов сдача курсовых проектов по архитектурному проектированию — почти всегда жуткий стресс. Отчасти это происходит потому, что творческие студенты ищут и надеются найти лучшее решение до самого последнего момента. А на оформление этого решения уже оказывается недостаточно времени. Реакция наших преподавателей на эту нашу неорганизованность, нарушение дедлайнов была очень разной. В основном преподаватели приходили к студентам, видели неоконченные проекты и не скрывали своего разочарования: «Ну что же вы такие безответственные», «Почему вы всё время не успеваете!». На этом фоне преподававший в нашей группе Алексей Дмитриевич Мякота сильно отличался. Мы слышали от него: «Классное решение! Да, немного ещё нужно доделать, но вы успеете! До сдачи ещё целых 30 минут!».
![Самое начало первого курса, архитектурный факультет КПИ](/files/gazeta/Zykov11.jpg)
Самое начало первого курса, архитектурный факультет КПИ
![Студент Александр Близневский](/files/gazeta/Bliz_0.jpg)
Студент Александр Близневский
Александр БЛИЗНЕВСКИЙ, директор Института физической культуры, спорта и туризма, доктор педагогических наук. Имеет два высших образования: инженер-промтеплоэнергетик (Красноярский политехнический институт; 1980), тренер (Омский государственный институт физической культуры; 1990).
— На третьем курсе Политеха во время сдачи экзамена по дисциплине «Прикладная механика» никто из одногруппников не хотел идти первым. Преподаватель несколько раз приглашал заходить и брать билет, но смельчаков не находилось! Я торопился на тренировку и решил пойти первым. Преподаватель поставил мне без сдачи экзамена оценку «хорошо» — за смелость! Чем порадовал меня и немного огорчил ребят и девчат :-).
![Студент Владимир Баранов работает летом в пионерском лагере. Он всегда подрабатывал: на хлебозаводе, мясокомбинате, разгружал вагоны.](/files/gazeta/baranov2.jpg)
Студент Владимир Баранов работает летом в пионерском лагере. Он всегда подрабатывал: на хлебозаводе, мясокомбинате, разгружал вагоны.
Владимир Николаевич БАРАНОВ, директор Института цветных металлов, кандидат технических наук, выпускник Хакасского технического института.
— После 4 курса нам предложили провести лето… создавая в ХТИ лабораторию литья и обработки металлов давлением. То есть буквально: коллективом студентов, человек 7-8, мы отделывали большое помещение приблизительно на 600 квадратных метров. Все этапы работы провели — сдирали старую штукатурку стен, делали новую и так далее, а по окончании работ даже немного захватили монтаж специального оборудования.
Мы сделали всё в срок — всего за два с половиной месяца. Работали допоздна и без выходных. Но мы были юные и полные сил, после несложных работ, типа покраски, могли и на дискотеку сгонять. Потом мы сами себе засчитали это лето как «стройотрядовское», хотя и без выездной романтики.
НА ФОТО: студент Владимир Баранов работает летом в пионерском лагере. Он всегда подрабатывал: на хлебозаводе, мясокомбинате, разгружал вагоны.
С тех пор для меня любые работы подобного рода не представляют трудности ))
Василий НИКУЛЕНКОВ, директор Института Севера и Арктики, кандидат исторических наук, выпускник Гуманитарного института СФУ.
— Нынешняя политическая ситуация напомнила мне историю, связанную с Анной Анатольевной НИХОЧИНОЙ, которая вела у нас курс политологии в далёком 2005 году. В рамках предмета преподаватель предложила каждому выступить с презентацией яркого политического деятеля. Помню, выбрал Александра Благословенного. Удивительно, что никогда специально не увлекался тем периодом, но задача была поставлена Анной Анатольевной спонтанно, и первым пришёл в голову этот российский император.
Надо сказать, когда выходишь перед большой аудиторией и должен с ходу пояснить свой выбор, нелегко сформулировать, в чём же политическая яркость героя. Выручил тот факт, что во времена этого императора Россия была спасена от Наполеона, а вернее, от всей объединённой армии Европы. Когда война стала народной, отечественной, мы одолели европейцев. Сейчас думаю: почти 20 лет назад случайно выбрал императора Александра I, и как перекликается его эпоха с сегодняшней.
![с одногруппниками на практике в одной из красноярских телекомпаний, 2006 г.](/files/gazeta/nikulenkov-stud.jpg)
с одногруппниками на практике в одной из красноярских телекомпаний, 2006 г.
Тогда спонтанное выступление вызвало волнение. Сегодня, когда за плечами сотни публичных выступлений на мероприятиях самого разного формата, я отношусь к ним просто как к форме общения. И студентам бы сказал: практикуйтесь больше, опыт — хорошая штука.
Ольга Николаевна ЧЕРЕПАНОВА, директор Института математики и фундаментальной информатики, кандидат физико-математических наук, выпускница КГУ.
![Защита диссертации, 1998 г.](/files/gazeta/Cherepanova.jpg)
Защита диссертации, 1998 г.
— Самое яркое воспоминание — экзамен на 2 курсе у Вячеслава Александровича Новикова. Того самого, кто потом стал председателем Красноярского краевого Совета народных депутатов и сенатором в Совете Федерации от края. А до этого он был старшим научным сотрудником в КНЦ и у нас читал лекции по дифференциальным уравнениям. Человек был неординарный и так же необычно принимал экзамен. Запустил нас в аудиторию, раздал билеты, а сам взял газету и читал её так, чтобы нас не видеть. Давал понять, что мы можем списывать сколько угодно. Потом, не выглядывая из-за газеты, предупредил, что через две минуты начнёт спрашивать. И начал. И вся группа вышла от него с «двойками». То есть ему всё равно было, списываем мы или нет, он вопросы вглубь задавал.
Это была единственная моя «двойка», да ещё по дифурам, по которым я потом защитила диссертацию. И при этом единственная оценка, за которую не было обидно. Потому что справедливо он нас отправил. Зато когда мы пришли на пересдачу, уже не просто выучили билеты, а докопались до каждой запятой.
Ещё любопытна история моего поступления на матфак КГУ. На самом деле я ехала подавать документы в Политехнический. Как раз входили в моду специальности по вычислительной технике, программированию, и в Политехническом открылся соответствующий факультет. Но мы с подружкой перепутали автобус, и он привёз нас на гору. Третий корпус тогда уже был достроен, внутри шла облицовка мраморной плиткой. Колодец, вся эта красота произвели впечатление, и подружка мне говорит: да поступай сюда. Я поступила. Так что автобус привёз куда надо!