Обложка

Владимир КАРПОВ, Институт фундаментальной биологии и биотехнологии

«Вертолёт летит над одной из северных рек. За бортом полярный день, закат плавно переходит в восход. На этом фоне на воду садится стая больших птиц. Лебеди! Красиво. Видны просторы тундры, озеро –– и за ним стадо бегущих оленей».

Такие впечатления Владимир КАРПОВ, магистрант ИФБиБТ, привозит из своих экспедиций, которых за время учёбы у него было немало. А вообще его «роман» с природой начался ещё в детстве.

Родом Владимир из посёлка Синеборск Шушенского района. Семья часто выбиралась на озёра, на природу. Родители, видя любознательность сына, всячески её поощряли, энциклопедии покупали. Но решающую роль, пожалуй, сыграл преподаватель биологии Андрей Александрович РУЛИС (кстати, выпускник той же кафедры, на которой сейчас работает Владимир). Тогда, в
6 классе, учитель предложил детям первую исследовательскую работу: изучить влияние различных удобрений на урожайность картофеля. Не все этим увлеклись, а вот Владимиру было интересно. И когда в следующий раз надо было исследовать реку Шушь (уже по-настоящему, совместно с сотрудниками университета) –– учитель взял ученика с собой.

Потом было бессчётное количество интенсивов, первые научные результаты. Школу Владимир окончил с золотой медалью и поступал в СФУ прямиком к своему руководителю Ивану Владимировичу ЗУЕВУ, доценту кафедры водных и наземных экосистем.

На первых курсах мимо Владимира не прошли и молодёжные активности, но всё же он решил не распыляться и не смещать свой вектор, нацеленный на науку.

Уже в первой экспедиции на озеро Собачье (плато Путорана) под руководством доцента Ларисы Александровны ГЛУЩЕНКО Владимир собрал материал для своей нынешней работы. Посвящена она гольцу –– ценнейшей северной пресноводной рыбе, у которой огромное содержание омега-3 (более 30 мг на 1 г). Сейчас коллектив под руководством члена-корреспондента РАН М.И. ГЛАДЫШЕВА работает над тем, чтобы голец стал объектом аквакультурного выращивания в рыбохозяйствах страны. Владимир Карпов входит в этот коллектив, является одним из авторов рейтинговой статьи, опубликованной в журнале второго квартиля (таким могут похвастать даже не все преподаватели).

Его можно не спрашивать о дальнейших планах: конечно, аспирантура, наука. Хотя с направлением ещё не определился: это может быть как классическая гидробиология и ихтиология, так и биохимия. Грант под руководством доцента Анастасии Евгеньевны РУДЧЕНКО, в котором Владимир является исполнителем, посвящён поиску биохимических маркеров, позволяющих отличить аквакультурных рыб от диких. Эта область ему тоже интересна.

Можно подумать, что такой студент –– чистый ботаник. На самом деле у Владимира столько практических навыков, что перечислять их придётся долго.

Например, он рисует. Для биологов, впрочем, это обязательно. Первые курсы на биофаке неотделимы от бесконечных альбомов, где ты должен вручную воспроизвести строение множества животных и растений. Так что приходилось изображать и скелет акулы, и особенности корневой системы саранки.

Преподавание для Владимира — тоже не тайна за семью печатями: ещё в школе он вёл семинары, на первых курсах подрабатывал, проводя научно-популярные занятия для школьников.

Неплохо фотографирует.

Со школы имеет первый взрослый разряд по спортивному ориентированию.

Когда в экспедициях ставили садки и наблюдали за состоянием рыб, получил интересный опыт подводного плавания в гидрокостюме.

Вообще среди природы Владимир чувствует себя как рыба в воде. Он и охотник, и рыбак, и путешественник. Рыбу может ловить разными способами, даже участвовал в соревнованиях по карпфишингу, занимал 1, 2, 3 места (как-то с отцом выловили около 50 кг за пару часов).

А вот охотник он «гуманный», которому больше интересно наблюдать за животными и птицами. Изначально усвоил правильные принципы: не стрелять просто так. Добывать столько, сколько необходимо. Самок стрелять нельзя. Кстати, крупную рыбу тоже: если поймал –– отпусти. Разве что селфи разрешается сделать.

Больше всего он любит горы. Про Ергаки говорит: это храм души. Совершенно по-другому красив Алтай. А Север и вовсе незабываем.

Вот после этих признаний про «ботаника» забываешь и думаешь: что связывает такого парня с вузом, с кабинетной работой учёного? На самом деле всё в его жизни крутится вокруг университета, где главное –– люди. Каждый из них что-то дал: компетенции, эмоции, знания. А самого Владимира характеризует, пожалуй, ответственный подход и пунктуальность. Но прежде всего –– интерес к предмету. Без этого, считает, ни в чём не бывает результатов.

Похожие материалы