Обложка

Славянские университеты в Киргизии и Таджикистане:

наш опыт взаимодействия

Не раз за последние месяцы делегация СФУ посещала Киргизию и Таджикистан. А представители Славянских университетов этих республик приезжали к нам. С чем связана активизация взаимоотношений, каковы их перспективы? Об этом говорим с ректором СФУ Максимом РУМЯНЦЕВЫМ.
СПРАВКА. В июле 2014 г. Министерство образования и науки РФ инициировало новый проект по разработке и реализации программ развития славянских университетов. Сегодня Славянские университеты действуют в Армении, Киргизии, Таджикистане и Белоруссии. Были определены два российских партнёра для Славянских университетов из числа ведущих вузов. Одним из партнёров по проекту стал Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, эксперт и консультант для университетов в Ереване и Могилёве. Второй партнёр — СФУ, куратор вузов в Бишкеке и Душанбе.

— Максим Валерьевич, Славянские университеты сформировались достаточно давно. Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента РФ Б.Н. Ельцина (КРСУ) недавно отметил 30-летие, Российско-Таджикскому (Славянскому) университету (РТСУ) 27 лет. Можно дать оценку пройденному пути? Реализована ли в полной мере задача, которая стояла при их создании?

— Славянские университеты создавались в бывших национальных республиках Советского Союза как средство сохранения научно-образовательного потенциала и возможности получения высшего образования для русскоязычной молодёжи. При этом существование славянских университетов не было простым. Сложная экономическая и политическая ситуация в Кыргызской и Таджикской республиках в этот период отразилась и на возможностях университетов.

Важно, что славянские университеты прошли этот сложный путь, выполнили задачи того временного периода, сохранили свой научно-образовательный потенциал и, как говорил русский философ Николай Бердяев, сохранили «волю к жизни».

— Как получилось, что СФУ стал куратором двух Славянских университетов?

— При переходе к активной политике развития Славянских университетов перед Министерством науки и высшего образования России встал вопрос об инструментах запуска и поддержки этой политики. Была создана система финансирования программ развития Славянских университетов. Позднее была организована экспертно-аналитическая поддержка работ по созданию и реализации программ развития. Эта политика была усилена новой позицией «университетов-кураторов». У нас до этого уже были продуктивные контакты с КРСУ и РТСУ, и мы приняли их предложение стать университетом–куратором, а министерство это решение утвердило.

На праздновании 30-летия КРСУ

На праздновании 30-летия КРСУ

— В чём мы видим свою роль как куратора? Насколько глубоко приходится вникать в проблемы стороннего вуза?

— Мы серьёзно относимся к позиции университета-куратора — и как члены международного университетского сообщества, и как исполнители задачи, поставленной Министерством науки и высшего образования РФ. Мы не планируем ограничиться рабочими встречами, обменом студентами и преподавателями, совместными образовательными программами.

Для нас важно разносторонне способствовать развитию Славянских университетов. Мы провели глубокий анализ ситуаций КРСУ и РТСУ, анализ проблем и перспектив развития Кыргызской и Таджикской республик, обеспечили экспертно-аналитическую поддержку подготовки программ развития университетов на 2023-2025 гг. Реализовали серию программ повышения квалификации для преподавателей университетов. Сейчас проводим опросы преподавателей и планируем проведение в этих университетах стратегических сессий по обсуждению проблем и перспектив развития КРСУ и РТСУ.

— В чём суть проекта «Российское пространство: наука и образование»?

— Названный проект — это открытый образовательный ресурс, направленный на расширение межкультурного и научного диалога, предоставление доступа к разнообразным обучающим онлайн- и оффлайн-курсам. Проект создан в рамках сотрудничества СФУ с РТСУ и КРСУ в целях укрепления культурно-гуманитарного сотрудничества и расширения совместного научно-образовательного пространства.

Предлагаемый образовательный ресурс предоставляет широкие возможности для навигации, участия в конкурсах и олимпиадах, получения образования для таджикских и кыргызских школьников и студентов. Учителя и преподаватели таджикских и кыргызских школ и вузов могут пройти программы повышения квалификации, получить доступ к учебно-методическим кейсам по использованию в обучении цифровых технологий.

— Каким должен быть вектор развития КРСУ, по вашему мнению?

— Усиление позиции университета как образовательного, научно-исследовательского и проектного центра, который сможет конкурировать с другими университетами, вносить значимый вклад в инновационное развитие, глобальную конкурентоспособность Кыргызстана и России.

Для этого необходимо:

1) усилить конкурентные позиции университета, повысить его привлекательность для кыргызских абитуриентов и их родителей;

2) провести ускоренную модернизацию всех процессов, повысить эффективность управления университетом;

3) выстроить сотрудничество с российскими университетами, в том числе сформировать совместные научные школы и российско-киргизские исследовательские коллективы;

4) развернуть работу с индустриальными партнёрами, включая запуск и поддержку малых инновационных предприятий.

— Аналогичный вопрос по РТСУ: каким должен быть вектор его развития?

— Для Российско-Таджикского Славянского университета вектор развития во многом похож. Университету важно вносить значимый вклад в развитие Таджикской республики, обеспечить трансферт современных технологий и компетенций в экономику и социальную сферу страны. Стать одним из лидеров в республике по освоению цифровых технологий и их продвижению в экономику и социальную сферу республики, быть привлекательным для молодёжи, занимать конкурентную позицию на рынке научных и образовательных услуг.

Похожие материалы