Обложка

Призма: управление по Кельвину

Знакомимся с проектами программы «Приоритет 2030»

Проект «Сквозная гибридная адаптивная система управления образовательными программами»

Руководитель проекта — Евгения АРНАУТОВА, помощник проректора по учебной работе СФУ

1. Суть проекта (задача, цель)

Что главное в университете? Образование, ответит читатель и будет прав! А что определяет содержание образования? Образовательная программа. Когда мир стремительно меняется, за развитием образовательных программ нужно следить с особым вниманием.

Задача понятна, но как это сделать продуктивно на практике, если в СФУ реализуется более 400 образовательных программ, и в каждой свои особенности, содержание, культура? А нужна ещё и быстрая настройка программ под запросы рынка. Новые реалии требуют оперативности управления.

Ещё 140 лет назад Уильям Томсон (лорд Кельвин) говорил примерно следующее: если возможно оценить то, о чём мы говорим, и выразить это количественно, тогда мы что-то об этом знаем. Если же мы не можем выразить это в цифрах, то это только начало знания. Измерения сегодня — важнейший компонент и теории, и практики управления.

Каждый университет управляет образовательными программами. Методов и подходов множество: академические, методические, технические. Например, модель образования 3.0/4.0 предполагает, что участники образовательного процесса имеют выраженную субъектность, проявляют самостоятельность в постоянном развитии.

Учёными доказано, что субъектность формируется в процессе совместной деятельности, общения. Здесь смыслы соединяются! Чтобы качественно обсудить развитие образовательной программы, надо её представить количественно и с разных сторон!

У нашего проекта объёмное составное название — «Сквозная гибридная адаптивная система управления образовательными программами». На деле название простое, попробуем объяснить.

Сквозная — представляет управленческие данные всем, от ректората до кафедры и руководителя программы. Гибридная — обеспечивает разные формы оценки программ. Адаптивная — поддерживает возможность тонкой настройки и модификации метрик. Система управления — способна реализовывать управленческий взгляд на программу. Выбрано и короткое имя — Призма. Надеемся, что оно приживётся, а пока является метафорой к главной идее: из потока данных через систему получать полный спектр информации. Визуальному вдохновению мы немало обязаны обложке легендарного альбома Pink Floyd. Как в таких случаях говорит молодёжь, олды тут?

Призма — цифровой продукт, который собирает и анализирует большие данные по реализации каждой образовательной программы («биг дата» университетского масштаба). Разрабатываемое цифровое решение позволяет оценить параметры, отслеживать состояние и динамику изменений в программах.

Вместе с технологиями в рамках проекта решаются вопросы формирования культуры работы с данными, внедряются новые сервисы, проходят отладку бизнес-процессы сбора данных, на основе которых можно принимать управленческие решения.

Макетная визуализация цифрового профиля ОП на тестовых данных

Макетная визуализация цифрового профиля ОП на тестовых данных

Проект затронул целый пласт вопросов организации управления образовательными программами, поэтому в процессе работы приходилось постоянно адаптироваться и учитывать дополнительные факторы. Приведём несколько примеров.

1. Актуализация целей управления программами для построения логики системы, формирования верных смыслов и принципов сбора данных.

2. Привлечение к области управления и развития образовательных программ сотрудников департаментов, институтов, кафедр,
а также студентов.

3. Внедрение новых сервисов или расширение функционала имеющихся для полноценного представления информации о программах.

Перед нами достаточно амбициозная цель, так как на сегодняшний день таких многоуровневых систем управления в высшем образовании мы
не встречали.

2. Команда проекта

В основной коллектив входят сотрудники учебного департамента, департамента информационных технологий, библиотечно-издательского комплекса, офиса развития научной деятельности, офиса нового набора, а также представители институтов. В зависимости от задач количество участников варьируется от 8 до 25 человек.

3. Сегодняшний срез (что происходит на данный момент)

Разработан подход к многопараметрической оценке текущего состояния каждой образовательной программы на основе групп из более 100 показателей, по каждому из которых ведётся расчёт в разрезе ОП, всех ОП института и ОП университета. В сентябре текущего года в ходе тестирования нашей системы рассчитаны показатели аккредитационного мониторинга для 250 образовательных программ. Совместно с институтами мы уже отметили очевидные преимущества автоматизации расчёта показателей: скорость получения информации, минимизация ошибок и значительное снижение трудозатрат.

Далее мы спроектировали бизнес-логику работы всей системы. Так, узловым подходом к управлению каждой ОП является сквозной принцип работы с данными. Это значит, что все уровни управления от ректората до руководителя программы оперируют едиными показателями, рассчитанными на единой базе исходных данных. Результат — обеспечение информационной поддержки открытой, прозрачной и конструктивной управленческой позиции.

Скрин настольной версии и веб-версии модуля «рабочие программы дисциплин»

Скрин настольной версии и веб-версии модуля «рабочие программы дисциплин»

На основе показателей результативности деятельности программ мы разработали центральный компонент всей системы — цифровые профили образовательных программ.

Для наполнения цифрового профиля задействованы все возможные источники данных, в частности, модули, позволяющие работать с учебной нагрузкой профессорско-преподавательского состава, формировать учебный план, рабочие программы дисциплин и т.д. Но в ходе разработки стало понятно, что для полноценного отображения профиля программ этого недостаточно.

4. Что нужно сделать для реализации проекта

На следующем шаге для детализации цифрового профиля мы планируем внедрять веб-версии, интегрированные с настольными приложениями в современном дизайне с доработанным и расширенным функционалом. Веб-версиями модулей, так же как и привычными настольными приложениями, смогут пользоваться все сотрудники университета.

Кроме того, мы интенсивно работаем над созданием платформенного решения и загрузкой реальных данных в наши цифровые профили для каждой программы.

Команда проекта в том числе прорабатывает содержание будущих обучающих семинаров по новым сервисам.

Новый  веб- модуль «редактор ОПОП»

Новый веб- модуль «редактор ОПОП»

5. Окончательные сроки и результат

Основная часть работ завершается в текущем календарном году, а впереди — эксплуатация системы, сбор обратной связи, решение управленческих кейсов с последующей доработкой.

Результатом проекта будет, собственно, цифровой продукт — Призма: сквозная гибридная адаптивная система управления образовательными программами, которую как инструмент могут использовать руководители любого уровня для принятия управленческих решений.

Похожие материалы