Призма: управление по Кельвину
Знакомимся с проектами программы «Приоритет 2030»
Руководитель проекта — Евгения АРНАУТОВА, помощник проректора по учебной работе СФУ
1. Суть проекта (задача, цель)
Что главное в университете? Образование, ответит читатель и будет прав! А что определяет содержание образования? Образовательная программа. Когда мир стремительно меняется, за развитием образовательных программ нужно следить с особым вниманием.
Задача понятна, но как это сделать продуктивно на практике, если в СФУ реализуется более 400 образовательных программ, и в каждой свои особенности, содержание, культура? А нужна ещё и быстрая настройка программ под запросы рынка. Новые реалии требуют оперативности управления.
Ещё 140 лет назад Уильям Томсон (лорд Кельвин) говорил примерно следующее: если возможно оценить то, о чём мы говорим, и выразить это количественно, тогда мы что-то об этом знаем. Если же мы не можем выразить это в цифрах, то это только начало знания. Измерения сегодня — важнейший компонент и теории, и практики управления.
Каждый университет управляет образовательными программами. Методов и подходов множество: академические, методические, технические. Например, модель образования 3.0/4.0 предполагает, что участники образовательного процесса имеют выраженную субъектность, проявляют самостоятельность в постоянном развитии.
Учёными доказано, что субъектность формируется в процессе совместной деятельности, общения. Здесь смыслы соединяются! Чтобы качественно обсудить развитие образовательной программы, надо её представить количественно и с разных сторон!
У нашего проекта объёмное составное название — «Сквозная гибридная адаптивная система управления образовательными программами». На деле название простое, попробуем объяснить.
Сквозная — представляет управленческие данные всем, от ректората до кафедры и руководителя программы. Гибридная — обеспечивает разные формы оценки программ. Адаптивная — поддерживает возможность тонкой настройки и модификации метрик. Система управления — способна реализовывать управленческий взгляд на программу. Выбрано и короткое имя — Призма. Надеемся, что оно приживётся, а пока является метафорой к главной идее: из потока данных через систему получать полный спектр информации. Визуальному вдохновению мы немало обязаны обложке легендарного альбома Pink Floyd. Как в таких случаях говорит молодёжь, олды тут?
Призма — цифровой продукт, который собирает и анализирует большие данные по реализации каждой образовательной программы («биг дата» университетского масштаба). Разрабатываемое цифровое решение позволяет оценить параметры, отслеживать состояние и динамику изменений в программах.
Вместе с технологиями в рамках проекта решаются вопросы формирования культуры работы с данными, внедряются новые сервисы, проходят отладку бизнес-процессы сбора данных, на основе которых можно принимать управленческие решения.
Макетная визуализация цифрового профиля ОП на тестовых данных
Проект затронул целый пласт вопросов организации управления образовательными программами, поэтому в процессе работы приходилось постоянно адаптироваться и учитывать дополнительные факторы. Приведём несколько примеров.
1. Актуализация целей управления программами для построения логики системы, формирования верных смыслов и принципов сбора данных.
2. Привлечение к области управления и развития образовательных программ сотрудников департаментов, институтов, кафедр,
а также студентов.
3. Внедрение новых сервисов или расширение функционала имеющихся для полноценного представления информации о программах.
не встречали.
2. Команда проекта
В основной коллектив входят сотрудники учебного департамента, департамента информационных технологий, библиотечно-издательского комплекса, офиса развития научной деятельности, офиса нового набора, а также представители институтов. В зависимости от задач количество участников варьируется от 8 до 25 человек.
3. Сегодняшний срез (что происходит на данный момент)
Разработан подход к многопараметрической оценке текущего состояния каждой образовательной программы на основе групп из более 100 показателей, по каждому из которых ведётся расчёт в разрезе ОП, всех ОП института и ОП университета. В сентябре текущего года в ходе тестирования нашей системы рассчитаны показатели аккредитационного мониторинга для 250 образовательных программ. Совместно с институтами мы уже отметили очевидные преимущества автоматизации расчёта показателей: скорость получения информации, минимизация ошибок и значительное снижение трудозатрат.
Далее мы спроектировали бизнес-логику работы всей системы. Так, узловым подходом к управлению каждой ОП является сквозной принцип работы с данными. Это значит, что все уровни управления от ректората до руководителя программы оперируют едиными показателями, рассчитанными на единой базе исходных данных. Результат — обеспечение информационной поддержки открытой, прозрачной и конструктивной управленческой позиции.
Скрин настольной версии и веб-версии модуля «рабочие программы дисциплин»
На основе показателей результативности деятельности программ мы разработали центральный компонент всей системы — цифровые профили образовательных программ.
Для наполнения цифрового профиля задействованы все возможные источники данных, в частности, модули, позволяющие работать с учебной нагрузкой профессорско-преподавательского состава, формировать учебный план, рабочие программы дисциплин и т.д. Но в ходе разработки стало понятно, что для полноценного отображения профиля программ этого недостаточно.
4. Что нужно сделать для реализации проекта
На следующем шаге для детализации цифрового профиля мы планируем внедрять веб-версии, интегрированные с настольными приложениями в современном дизайне с доработанным и расширенным функционалом. Веб-версиями модулей, так же как и привычными настольными приложениями, смогут пользоваться все сотрудники университета.
Кроме того, мы интенсивно работаем над созданием платформенного решения и загрузкой реальных данных в наши цифровые профили для каждой программы.
Команда проекта в том числе прорабатывает содержание будущих обучающих семинаров по новым сервисам.
Новый веб- модуль «редактор ОПОП»
5. Окончательные сроки и результат
Основная часть работ завершается в текущем календарном году, а впереди — эксплуатация системы, сбор обратной связи, решение управленческих кейсов с последующей доработкой.
Результатом проекта будет, собственно, цифровой продукт — Призма: сквозная гибридная адаптивная система управления образовательными программами, которую как инструмент могут использовать руководители любого уровня для принятия управленческих решений.