Обложка

«Лучше учиться сейчас, чем потом догонять»

Нечасто встретишь гуманитария с большим опытом работы, решившего вдруг поступить на IT-направление в аспирантуру. О том, как цифровая кафедра ИКИТ СФУ может подкрепить компетенции уже состоявшегося специалиста и открыть новые возможности для его профессионального роста, нам рассказала юрист Лариса ДЬЯЧЕНКО, окончившая профильный вуз в 90-х.

— Профессию в своё время я выбрала не случайно, у меня мама юрист. Поэтому в нашей семье частенько обсуждались правовые темы, — вспоминает Лариса. — Юриспруденция на тот момент казалась мне одной из самых интересных наук, ведь происходили глобальные перемены в государстве. К тому же профессия юриста была достаточно высокооплачиваемой.

По окончании вуза рассчитывала работать на телевизорном заводе. Студенткой я стажировалась там какое-то время. Телевизоры «Рассвет» помните? А тогда как раз запускали новую линию по производству цветных телевизоров марки «Шанхай». На заводе было создано совместное российско-китайское предприятие. Очень интересный для меня был опыт! Я ведь оканчивала англоязычную 35-ю школу, а тут такая возможность пообщаться с живыми иностранцами и попрактиковаться! Но в 1994 году телевизорный был приватизирован, а впоследствии обанкротился.

В те годы появился доступ к персональным компьютерам. У меня тоже был такой, я программировала на JavaScript, самостоятельно писала сайты. Всё это не очень сложно, тогда многие это делали. Потом какое-то время я практиковала как юрист, специализирующийся на гражданском праве. Но в конце концов пришла в сферу телекоммуникации, где и сейчас продолжаю работать, в компании АО «ЭР-Телеком Холдинг».

Помня, что учиться никогда не поздно, недавно решила дополнить своё образование и поступила в магистратуру по специальности «Управление человеческими ресурсами».

Поверьте, менеджмент управления — это прекрасное дополнительное образование! На втором курсе магистратуры был объявлен набор желающих пройти входное тестирование и курсы переподготовки в ИКИТ на разработчика программного обеспечения на языке Python. Меня это заинтересовало, поскольку раньше я имела дело с программированием. Решив, что такое дополнительное образование мне точно не повредит, я пошла на курсы. После них и родилась тема для будущей диссертации и решение поступить в аспирантуру по IT-направлению.

Дело в том, что сейчас информационные технологии стремительно внедряются абсолютно во все сферы нашей деятельности, в том числе в юриспруденцию. И если какой-то блок информатики даётся сейчас всем бакалаврам по ФГОС, то мои ровесники, которым за 40, сильно отстают в плане освоения информационных технологий. А без этого сейчас никуда. Нашим юристам тоже приходится работать и через Госуслуги, и через систему kad.arbitr.ru. Из-за того, что нет стыковки между IT-специалистами и юристами, возникает проблема критических ошибок в алгоритмах.

Поэтому я и поступила сначала на цифровую кафедру, а потом и в аспирантуру ИКИТ на специальность «Информатика и телекоммуникации». Тема моей диссертации касается преподавания информационных технологий специалистам юридического профиля. Так что нельзя сказать, мол, «была юристом, а потом вдруг переучилась на программиста», нет.

В рамках диссертации должен быть разработан курс, затрагивающий все те острые вопросы, которые надо сейчас понимать уже работающим специалистам юридического профиля. Глядя, как бурно развивается IT-сфера, могу предположить, что лет через пять мои ровесники неизбежно столкнутся с нехваткой знаний в области информационных технологий. Это уже не аналитика в Excel, хотя и аналитика юристу нужна. В наше время юристу необходимо иметь хотя бы базовое понимание того, как, например, работают генераторы текстов, как работают алгоритмы обучения нейросети.

Приведу показательный случай, доложенный внешним экспертом в ООН. В Англии и Уэльсе простая расчётная ошибка, заложенная в официальной форме, используемой в делах о разводе, привела к неправильному расчёту алиментов в 3600 случаях за 19 месяцев.

Одна из причин, по которой данная ошибка появилась и так долго оставалась незамеченной, в том, что программисты не ориентируются (и не должны) в нормативно-правовых актах при создании алгоритмов. А юристы не понимают, как строится алгоритм, поэтому не знают, где эту ошибку искать. Данный пример лишний раз подтверждает актуальность проблемы, а значит, и темы моего исследования.

Мы должны предвосхищать грядущие кадровые потребности. О навыках, которые понадобятся юристам в ближайшем будущем, надо позаботиться уже сейчас. Например, сегодня есть программы автоматизированных запросов типа Legal Desk, которые внедряют на предприятиях. За последние два года в России появилось много цифровых продуктов, требующих специального изучения.

— Вы поступили в аспирантуру ИКИТ прошлым летом. Впереди ещё 3 года обучения. Что самое сложное?

— Бюрократия. В аспирантуре своя специфика документооборота, требующая внимательного подхода. Но в этом вопросе очень помогает отдел аспирантуры. В итоге справляются даже обучающиеся из других стран — со мной в группе учатся аспиранты из Китая, Сербии, Италии.

Обучение включает обязательные дисциплины и факультативы, которых в аспирантуре немного. Основное для аспиранта — это работа над кандидатской диссертацией, чем и занимаюсь в данный момент. Готовлю научные публикации. Одна из них выйдет в ближайшие месяцы в сборнике статей XVII Всероссийской научно-практической конференции «Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития». В настоящее время работаю над докладом по теме своего исследования для конференции «Современные проблемы радиоэлектроники» (в мае этого года в СФУ) на английском языке.

У меня профессия такая, что всё время надо чему-то учиться. Я специализируюсь на юридической поддержке государственных контрактов. Здесь как минимум дважды в год обновляется законодательство. Например, с 1 января 2024 года вышел очередной пакет изменений. И каждый раз приходится вновь учиться, разбираться во всём этом.

— Что порекомендуете сегодняшним студентам-юристам?

— Не пренебрегать возможностью получить расширенные знания и IT-компетенции, потому что того, что сегодня им преподают согласно ФГОС, недостаточно. Не хватает просто навыков работы с базами знаний, как, например, СПС Консультант+. Поэтому лучше немного больше выучить сейчас, чем потом догонять и доучивать в процессе работы. И если СФУ даёт возможность бесплатного обучения на цифровой кафедре — нужно этим пользоваться!

Похожие материалы