Обложка

9 дней на Камчатке

Сначала летели вертолётом над хребтами в снегу, белыми кальдерами (так называются впадины между вулканами). Потом погрузились на нарты, прикреплённые к снегоходам, и два часа, пряча лица от ветра до щёлочек глаз, мчались 40 километров по чистому пухляку и бездорожью к Курильскому озеру. Экстрим незабываемый.

Увидеть вулканы и навсегда

Как ни печально, большинство из нас никогда не увидит красот Камчатки, так далёк и малодоступен этот край. А вот студенткам 5 курса Института архитектуры и дизайна Анне ДЕЛИНСКОЙ и Людмиле БУЛАВКО повезло: в апреле они провели там 9 дней преддипломной практики и вернулись с единственным чувством: «Спасиииибо!».

Контакты со старейшим в России Кроноцким заповедником несколько лет назад установила доцент ИАиД Олеся Владимировна КИСЕЛЁВА (о другой её экспедиции, на плато Путорана, мы писали в сентябре прошлого года). Вести переговоры о поездке на Камчатку начали ещё осенью. Какое счастье, что директор заповедника Всеволод Михайлович ЯКОВЛЕВ пошёл навстречу и согласился принять студентов из Сибири! Сейчас везде развивают туристическую инфраструктуру, заповедники в том числе. А студенты благодаря поездкам туда могут получить опыт и знания о том, как проектировать объекты в заповедных зонах, где своя специфика и жёсткие требования.

Дорогу оплачивал СФУ, а расходы на месте взяли на себя принимающая сторона и сами студентки. Заповедник выделил куратора, обеспечил трансфер до Курильского озера и размещение там; и это огромный вклад в практику. В остальные дни питание, проживание, транспорт были за свой счёт. О кураторе, главном инженере по строительству Кроноцкого заповедника Дмитрии Владимировиче КУЗНЕЦОВЕ, надо сказать особо. Он встречал, сопровождал и стал для небольшой делегации СФУ незаменимым экспертом по всем возникающим вопросам.

Так получилось, что и Аня, и Люда уже были на Камчатке прошлой осенью. Как финалистки конкурса «Твой ход» они получили возможность поехать в любую точку России и выбрали именно Петропавловск-Камчатский. Остались в восхищении, но были уверены, что самостоятельно побывают здесь ещё очень не скоро: туризм на Камчатке дорогой. Поэтому когда на курсе «Основы научного исследования» они услышали, что планируется практика на Камчатке, ухватились обеими руками, хотя до конца не верили в такую возможность.

Две поездки разительно отличались. Во-первых, осенью не было снега, а в апреле им ещё всё завалено. Во-вторых, тогда жили на базе среди природы и только любовались, а в этот раз погрузились в то, как выглядит северный город, как устроена инфраструктура, логистика, какие требования к строительству, экологии и пр. Общались с общественностью, узнавали историю.

Но и тогда, и сейчас, если спросить «Что такое Камчатка?», ответ короткий: «Это вулканы!». Они там везде, куда ни посмотришь. Только вокруг Петропавловска-Камчатского 5 вулканов, их там называют «домашними»; один постоянно пыхтит. Именно поэтому на Камчатке нельзя строить высокие здания. И там серьёзно укрепляют фундамент на случай землетрясений.

Архитекторы вышли на тропу

Тема дипломного проекта Людмилы Булавко — «Школа сёрфинга на Камчатке». Территория проектирования — Халактырский пляж, рядом с серф-кемпом «Snowave». В проекте будет представлен комплекс сооружений и зданий, обеспечивающих учебно-спортивную, рекреационную и жилую функции для развития туристического потенциала прибрежных территорий.

Надо сказать, туристический поток на Халактырском пляже большой: только один из кемпов за прошлый летний сезон провёл 12,5 тыс. уроков сёрфинга. Сюда приезжает много иностранцев, особенно китайцев; в Петропавловске-Камчатском есть даже ТВ-канал на китайском языке.

Всё эти данные студентки выявили в ходе проведения опросов местных жителей и туристов. Делали девушки также необходимые для своих проектов съёмки и замеры. А чтобы совсем погрузиться в специфику, Люда взяла один урок по сёрфингу, хотя это и было безумно дорого. Нисколько не пожалела. Тем более Аня как добросовестный оператор сумела запечатлеть на видео попытку подруги оседлать волну.

Тема Анны Делинской — «Центр устойчивого развития». Место было выбрано на пирсе Петропавловской губы у подножия Никольской сопки. Сам по себе объект должен служить примером энергоэффективности и экологичности, его функционал включает в себя: научно-исследовательские лаборатории, образовательную и просветительскую деятельность, волонтёрские программы и открытые цеха по переработке отходов. «У моего проекта крутой бэкграунд, — шутит Аня, — потому что сейчас на этом месте огромная свалка». Вот на контрасте свалки и экологического подхода строится концепция проекта. Кстати, Анна спонтанно, прямо на месте, уже представила внешний вид своего центра и даже склеила макет, который, правда, остался в Петропавловске-Камчатском: перелёта он бы не перенёс.

В ИАиД будут разрабатывать ещё три проекта. Это культурно-спортивный центр в городе Елизово — там не первый год проходят шикарные соревнования на собачьих упряжках. Это «Фабрика сокровищ» — идея создания подземных сооружений в вечной мерзлоте. И собственно проект по заповеднику. Увы, авторы этих проектов, студентки-платницы, за свой счёт поехать не смогли (а университет не имеет права им что-то оплачивать). Но Аня и Люда собрали для коллег весь необходимый материал: побывали на нужных площадках, провели анализ, задавали вопросы, делали съёмку.

Там, где нерестится нерка и собираются медведи

Центральным событием практики стала поездка в Южно-Камчатский заказник на Курильское озеро. Для него будет проектироваться визит-центр в посёлке Озерновском, а на кордоне Озёрный — технические сооружения для катеров, квадроциклов, снегоходов, генераторов, а также гостевые домики для туристов, волонтёров, инструкторов. Часть этих сооружений есть, но требуется обновление инфраструктуры. Этот проект делается как раз по заказу самого заповедника. Если он понравится руководству, может последовать заказ институту на рабочее проектирование.

Поездка на Курильское озеро запомнилась одним днём, хотя заняла два. Из Елизово до аэровокзала добирались на машине, потом 40 минут на вертолёте Ми-8 (на внедорожниках путь занимает 8-9 часов даже летом, настолько трудная дорога) до посёлка Озерновского, который стоит на границе заказника. Потом ёщё два часа на нартах до кордона Озёрный.

На Курильском озере собран каркас визит-центра. Его делают в стиле Megabudka Кудыкиной горы. Архитекторы знают: это парковый комплекс в Липецкой области в «новом русском стиле», где одно из сооружений — «дом Кащея» — выполнен в виде чёрного треугольника. На Камчатке что-то подобное. Строительство идёт медленно, и не только потому, что здесь сложная логистика.

«При строительстве на заповедных территориях в первую очередь оценивается влияние на экосистему — необходимо применять безопасные для окружающей среды строительные материалы, обеспечивать защиту территорий от техногенного воздействия во время строительства, стремиться к минимизации рекреационных нагрузок и защите от вредоносных выбросов, — пояснял студентам их куратор Дмитрий Кузнецов. — Учитывая труднодоступность территории, большую роль играет качество и длительный срок службы строительных и отделочных материалов. Строения также должны соответствовать всем требованиям безопасности с учётом высокой сейсмической активности в регионе».

А ещё в посёлке Озерновском есть отличный музей. Именно там студенткам детально объяснили весь процесс нереста нерки, и Люда теперь со всеми делится удивительной информацией о жизненном цикле рыбы (нерка уходит на нагул в океан, потом возвращается в озеро, чтобы отнереститься и умереть; вот такими самоотверженными запрограммировала природа живые существа). И в целом музей погружает в специфику Камчатки. Благодаря этому становится более понятно, для чего туда едут туристы, а значит — что им надо предложить.

Конкретно на Курильское озеро туристы приезжают смотреть не только на нерест нерки, чаще — на медведей, которые собираются сюда в большом количестве и при этом ведут себя относительно мирно, потому что еды хватает. Но за пределы огороженной территории всё равно никому выходить нельзя, даже зимой. Олеся Владимировна, например, видела росомаху. И весь снежный обратный путь был усеян следами лис, зайцев и ещё неизвестно какой живности.

Что дальше?

В данный момент подготовлен и находится в стадии согласования договор о сотрудничестве ИАиД с Кроноцким заповедником. Летом туда планируют отправить на производственную практику ещё 7 студентов, на этот раз на 3 недели. А дальше — куда забросят вместе со сменой волонтёров. Может — в долину гейзеров, может — на Курильское озеро. Будет зависеть от логистики, погоды и от поставленных задач.

Кстати, на камчатское волонтёрство большой конкурс. Попасть туда можно только через Школу защитника животных, которая проводится онлайн. Олеся Владимировна её в своё время прошла, собирается пройти и Люда.

Завершая разговор, О.В. Киселёва ещё раз подчёркивает важные для неё моменты: «Выезд на реальные площадки всегда даёт архитектору больше понимания того, каким должен быть объект. Невозможно проектировать, не зная ландшафта, особенностей природных сезонов, даже менталитета проживающих в конкретном месте людей. Вот в прошлом году мы были на озере Лама под Норильском. Вроде бы тоже Север, но абсолютно другой. В том числе потому, что Камчатка омывается Охотским и Беренговым морями, Тихим океаном. Второй момент: мы преимущественно учим проектировать большую архитектуру и не задумываемся, что есть и малая, которая очень востребована и быстро реализуется. Более того, когда студенты проектируют малые объекты, они имеют возможность затронуть и все сопутствующие направления: инженерное, экологическое, историческое, логистическое, климатическое. На Курильском озере, например, девочкам помимо туристической инфраструктуры показали всю подноготную инженерных систем, о чём студенты мало задумываются, когда проектируют».

Аня и Люда подтвердили огромную ценность поездки для их проектов. Это было суперинформативно, и принципы работы над дипломом просто перевернулись. Генпланы, которые девочки сдавали за неделю до практики, придётся переделывать. Потому что, оказавшись на месте, они увидели: какие-то объекты надо переносить. Кроме того, узнали, что на особо охраняемых территориях применяют только сваи; по возможности устанавливают солнечные батареи и т.д.

Сейчас члены экспедиции готовят презентацию поездки, на которую смогут прийти все желающие. Прекрасных фотографий и видео – множество. Как и эмоций. Кстати, к сделанным девушками личным открытиям можно добавить и кулинарные. Казалось бы, для Камчатки это очевидно рыба. Но Анну больше впечатлило варенье из рябины, а Люду вообще — макароны с тушёнкой. Когда заходишь в домик замерзшая, а тебе: «Давай быстрее, пока не остыло!», — это просто блаженство.

И ещё раз: огромная благодарность принимающей стороне, которая проводит глобальную работу, чтобы организовать практику студентам из СФУ. Для заповедника работа с архитекторами — пилотный проект, и он интересен обеим сторонам. А состоявшаяся экспедиция — большой вклад в это сотрудничество.

Похожие материалы