Комментарий дает академик И.И. Гительзон

Конкурс инновационных проектов задает как научный, так и морально-этический уровень будущему университету. Жизненно важно выдержать его сейчас, не отступая от буквы. Сегодня в этом судьба университета.

Поясню это утверждение. Объединившиеся в СФУ четыре вуза занимали неплохие средние места в рейтинге российских вузов, но задача, поставленная руководством страны перед двумя новообразованными университетами — нашим СФУ и Южным — стать университетами нового уровня, сопоставимыми с такими эталонами мирового университетского сообщества, как Московский университет у нас в стране, Гарвард в США, Кембридж в Англии.

Масштаб средств, которые государство обязалось вложить в этот проект, подтверждает серьезность намерения. Теперь нам — профессорско-преподавательскому составу СФУ, каждому из нас, предстоит спросить себя — что я могу сделать для решения этой амбициозной задачи?

В стратегии программы движения Университета к этой высокой цели одним из главных инструментов является проведенный конкурс образовательных проектов. Его планка поднята очень высоко, скажу — беспрецедентно высоко в сравнении с привычным уровнем. Это необходимый и очень правильный шаг к цели. Нет ничего порочащего в том, что в первом подходе не всем удалось взять этот вес, говоря спортивным языком. Надо продолжать попытки. Будут еще конкурсы, в них надо участвовать. Надо поднять уровень своей работы до требований, задаваемых новым Университетом, иного пути нет.
Вслед за первым конкурсом следует объявить второй тур (не снижая планки!). Уверен, что многие, проигравшие в первом туре, учтут свои ошибки и подадут более зрелые и правильно оформленные проекты.

Может быть стоит провести краткосрочные занятия по подготовке грантовых проектов, взяв учителями тех, кто имеет хорошую историю выигрывания грантов. Найдутся такие в Университете и институтах СО РАН, и они будут рады помочь коллегам.

Хотелось бы еще добавить следующее. В последние годы и академические институты, и университеты все больше втягиваются в жизнь в конкурсной среде — нравится нам это или нет, но жить предстоит в ней. Скажу откровенно, я не отношусь к числу патриотов этого стиля, мой стереотип как ученого сложился в доперестроечную эпоху — наука существовала в очень жестких рамках постоянного дефицита всего, но конкуренции у нас не было. Однако должен признать, что новый для нас стиль более эффективно стимулирует работу. Но в нем заложена и опасность, которую нам надо видеть и избежать. Прибегну еще раз к аналогии со спортом. Есть классическая борьба и в ней есть твердые правила. Очень плохо, губительно и для научного, и для нравственного состояния коллектива, если открытая борьба на ковре переходит в подковерную.

Мы — новый университет, традиции единого сообщества в нем только складываются. Это трудный, может быть самый трудный период его жизни — период объединения вошедших в него коллективов.
Поэтому первый конкурс проектов должен послужить не только средством выбора наиболее перспективных работ, но и заложить твердые и прозрачные нравственные нормы и традиции для будущих конкурсов, общие для всех участников правила.

И это не менее важная задача первого конкурса, чем его прямая цель.
Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем сотрудникам Сибирского федерального университета — от ветеранов до студентов-первокурсников — с призывом общими усилиями строить наш новый Университет в атмосфере дружественной открытости и олимпийской соревновательности.