Забуриться в профессию

Как-то разговаривала со студентом-третьекурсником СФУ — будущим специалистом нефтегазового дела. В ответ на вопрос «что у вас новенького», он рассказал, что на днях им будут вручать «корочки» помощника бурильщика! Эту дополнительную возможность студентам предоставляет родной институт. «У нас даже одна девушка получила такую специальность — наша староста Юля... Кстати, буровая, где мы обучались, «принадлежит» СФУ». Такой поворот в разговоре не мог остаться без внимания корреспондента газеты!

В богатой практике руководителя «Центра подготовки специалистов нефтегазового дела» Марса Бикбова история с Юлей Винокуровой лишь второй случай, когда представительница слабого пола решила освоить столь «мужскую» профессию.

— Я рад, что снова вижу искреннее желание учиться и научиться, — рассказывает Марс Лутфеевич. — Юля оказалась смышленой аккуратисткой, экзамены сдала очень хорошо. А так как согласно требованиям «Ростехнадзора» помощник бурильщика должен иметь квалификацию стропальщика, ей пришлось освоить еще одну профессию. Это со стороны кажется, что весь смысл работы сводится к «вира» — «майна». На самом деле — целая наука: определить центр тяжести груза, рассчитать траекторию его движения, ведь грузоподъемные механизмы бывают разные, на буровой, чаще всего, вертолетные погрузки-разгрузки, автокраны. Словом, к финалу полноценный специалист получился!

В этом можно не сомневаться: если учился у Бикбова, считай, имеешь фору при поступлении на работу. Поэтому-то в его «Центре подготовки специалистов нефтегазового дела» (структурном подразделении Института нефти и газа) учатся не только студенты СФУ, но и все желающие по направлению центров занятости населения. Спрос на профессию растет с каждым днем, а где еще в Красноярске найдешь настоящую буровую и настоящего мастера-наставника?!

Окончив в свое время Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина, Марс Лутфеевич прошел большой профессиональный путь в поисках ценного сырья. Первые пять лет работал в объединении «Нижневолжскнефть», с 1972 года — в Туруханске, Байките. Затем на буровой в Кубеково руководил производственным отделом, работал главным технологом и главным инженером. Кстати, эта буровая всегда была местом практики новых специалистов, там же проводили испытания всевозможных разработок по совершенствованию нефтегазового дела, но 90-е годы внесли свои коррективы, и буровую просто забросили.

А вторую жизнь она обрела с организацией Сибирского федерального университета и открытием специализированного института — нефти и газа.

— Просто не было другого реального варианта,— вспоминает Бикбов. — В ноябре 2005 года начали восстанавливать, а 20 февраля следующего уже запустили буровую установку.

С тех пор все желающие, по 4 группы в год, осваивают нужные сегодня профессии: машиниста буровой установки, бурильщика, помощника бурильщика, стропальщика. На их век работы хватит: найти месторождение, пробурить, подготовить скважину и передать промысловикам. А дальше? Опять искать!

Любовь ГАБЕРБУШ