Магистратура: не «сколько», а «кто»!

Полтора месяца (апрель-май 2008 года) провел преподаватель Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ кандидат биологических наук Егор Задереев в Центрально-европейском университете (Будапешт, Венгрия), где при поддержке гранта Европейского союза он внедрял новый курс “Integrated assessment and modeling” в программу факультета наук об окружающей среде и политике. В данной статье Е.С Задереев делится отдельными мыслями, которые возникли у него после поездки.

Должен сказать, что работа в ЦЕУ была не первым моим знакомством с этим университетом. В 1997 году я поступил на факультет наук об окружающей среде и политике и после окончания получил степень магистра. Позже я несколько раз принимал участие в летних школах и курсах повышения квалификации для преподавателей, которые проводились в Будапеште. Но сейчас я бы хотел обсудить лишь один аспект, который стоило бы учесть Сибирскому федеральному университету в своем развитии, ориентируясь на опыт ЦЕУ. Дело в том, что ЦЕУ — тоже новый университет. Он был создан в 1991 году на средства известного и во многом одиозного финансиста Джорджа Сороса. Изначально в качестве миссии университета была выбрана элитная подготовка магистров. Бакалавриата в университете нет. Со временем некоторые факультеты открыли аспирантуру. Вся программа ориентирована на западный рынок — штат преподавателей невелик, более половины курсов читают приглашенные лекторы из разных университетов мира. Изначально программы подготовки были аккредитованы либо в США (большинство факультетов), либо в Великобритании (например, я имею диплом магистра Университета Манчестера, который ничем не отличается от диплома магистра, обучавшегося непосредственно в Манчестере). В дальнейшем университет получил венгерскую аккредитацию, что позволило активно участвовать в конкурсах грантов Европейского союза.

Итак, начальные условия кардинально отличны от ситуации Сибирского федерального: университет на пустом месте без предыстории, без груза старых программ и преподавательского состава; частное финансирование (нет государственных дотаций); ориентация не на массовое образование, а на подготовку элитных специалистов; международная аккредитация новых программ и набор профессорско-преподавательского состава по конкурсу со всего мира, а не из тех, кто имеется в наличии. Казалось бы, сравнение двух университетов невозможно и бессмысленно. Однако есть один аспект, который делает близкими проблемы всех университетов мира. Это то, для чего университеты создаются — обучение студентов. Очевидно, что для университета, который только что создан, привлечение студентов — первоочередная задача. Когда ставится цель создать международную программу высокого качества, задача еще более усложняется. Высокое качество образования означает, что лекции будет читать известный в своей области профессор, преподающий в одном из ведущих университетов мира и предъявляющий высокие требования к студентам. В этой ситуации просто набрать с улицы желающих получить диплом и заставить их посещать лекции высококлассного специалиста невозможно — набранные таким образом студенты не справятся с заданием, а профессор в будущем не согласится сотрудничать с таким университетом. Однако способ решения проблемы есть: чтобы привлекать талантливых и способных студентов, надо предлагать им высокие стипендии и выгодные условия обучения. Именно такой путь и был реализован в ЦЕУ — на стипендию, достаточную для того, чтобы жить в Будапеште и заниматься только учебой, привлекали студентов со всего мира. Со временем у университета появились имя и статус, участие в конкурсах европейских грантов позволило расширить контингент поступающих за счет уже собственных заработанных средств. Сейчас часть студентов обучается на платной основе. Но принципы обучения остаются прежними — элитное образование с привлечением ведущих профессоров и с высокими требованиями к студентам.

Перед СФУ сейчас также стоит задача повысить качество образования и рейтинг университета. Для этого предпринимаются значительные шаги — приобретается современное оборудование, проводятся попытки привлечения к программе ведущих профессоров. Однако другая сторона цикла — уровень студентов — пока не получила должного внимания. Начать конкурсный и селективный отбор обучающихся следовало бы с магистратуры. Чтобы привлечь сюда талантливую молодежь не только Красноярска, а как минимум близлежащих регионов, по моему мнению, нужно было бы установить стипендию как минимум 15 тысяч рублей в месяц. Наверное, многие улыбнутся от таких цифр и скажут: «Да у нас преподаватели меньше получают».

Необходимо понимать, что если обучение бакалавров действительно массово, и вопросы селекции здесь не столь важны, то магистратура — тот этап, где на первый план должно выходить качество набираемых студентов.

Тем не менее реальность такова, что если университет заинтересован в привлечении талантливой молодежи, он обязан предоставлять ей выгодные условия. Это создаст конкурс и позволит отбирать лучших студентов, которые способны поднять качество всего университета. В противном случае они поедут учиться в другой регион или другую страну и будут правы. Кстати, в ЦЕУ обладатели стипендий от Евросоюза получают больше, чем некоторые штатные сотрудники университета (800 евро в месяц), и никого это не удивляет.

Для образования самого высокого уровня необходимы и студенты самого высокого уровня. А это объективно невозможно, если не проводить политику привлечения талантливых студентов.

Вопрос: откуда брать на это средства? В первую очередь в этом должны быть заинтересованы сами факультеты (в настоящее время институты). Бывшие выпускники, достигшие успеха в бизнесе, предприятия, заинтересованные в выпускниках, собственные гранты институтов, развитие эндаументов (нормальной ситуацией должно стать наличие собственного эндаумента у конкретного института) — вот лишь некоторые источники средств на подобные стипендии. Уже сейчас в некоторых институтах СФУ есть повышенные стипендии от предприятий или фондов. Главное теперь — четко сформулировать критерии и принципы подобных стипендий в свете стратегии развития университета: это должны быть именные стипендии, которые будут служить инструментом повышения конкурса и отбора наиболее способных. Преимущественно стипендии следует предлагать на уровне магистратуры на весь срок обучения на условиях конкурсного отбора; информация об этих стипендиях должна быть максимально широко разрекламирована до начала приемной кампании, и главное, размер стипендии должен быть достаточным для предоставления студенту возможности проходить обучение, не отрываясь на посторонние виды деятельности. Пусть это будет для начала всего 5 или 10 стипендий на весь институт (кстати, это тоже хороший показатель жизнеспособности института — сколько средств он сможет привлечь на подобные стипендии), но они позволят их обладателям снимать квартиру в городе и все свое время посвятить учебе. Мне кажется, все предпосылки для подобной деятельности в Сибирском федеральном есть. Дело за тем, какую позицию займет руководство и совсем еще молодые институты СФУ.