Полтора месяца (апрель-май 2008 года) провел преподаватель Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ кандидат биологических наук Егор Задереев в Центрально-европейском университете (Будапешт, Венгрия), где при поддержке гранта Европейского союза он внедрял новый курс “Integrated assessment and modeling” в программу факультета наук об окружающей среде и политике. В данной статье Е.С Задереев делится отдельными мыслями, которые возникли у него после поездки.
Должен сказать, что работа в ЦЕУ была не первым моим знакомством с этим университетом. В 1997 году я поступил на факультет наук об окружающей среде и политике и после окончания получил степень магистра. Позже я несколько раз принимал участие в летних школах и курсах повышения квалификации для преподавателей, которые проводились в Будапеште. Но сейчас я бы хотел обсудить лишь один аспект, который стоило бы учесть Сибирскому федеральному университету в своем развитии, ориентируясь на опыт ЦЕУ. Дело в том, что ЦЕУ тоже новый университет. Он был создан в 1991 году на средства известного и во многом одиозного финансиста Джорджа Сороса. Изначально в качестве миссии университета была выбрана элитная подготовка магистров. Бакалавриата в университете нет. Со временем некоторые факультеты открыли аспирантуру. Вся программа ориентирована на западный рынок штат преподавателей невелик, более половины курсов читают приглашенные лекторы из разных университетов мира. Изначально программы подготовки были аккредитованы либо в США (большинство факультетов), либо в Великобритании (например, я имею диплом магистра Университета Манчестера, который ничем не отличается от диплома магистра, обучавшегося непосредственно в Манчестере). В дальнейшем университет получил венгерскую аккредитацию, что позволило активно участвовать в конкурсах грантов Европейского союза.
Итак, начальные условия кардинально отличны от ситуации Сибирского федерального: университет на пустом месте без предыстории, без груза старых программ и преподавательского состава; частное финансирование (нет государственных дотаций); ориентация не на массовое образование, а на подготовку элитных специалистов; международная аккредитация новых программ и набор профессорско-преподавательского состава по конкурсу со всего мира, а не из тех, кто имеется в наличии. Казалось бы, сравнение двух университетов невозможно и бессмысленно. Однако есть один аспект, который делает близкими проблемы всех университетов мира. Это то, для чего университеты создаются обучение студентов. Очевидно, что для университета, который только что создан, привлечение студентов первоочередная задача. Когда ставится цель создать международную программу высокого качества, задача еще более усложняется. Высокое качество образования означает, что лекции будет читать известный в своей области профессор, преподающий в одном из ведущих университетов мира и предъявляющий высокие требования к студентам. В этой ситуации просто набрать с улицы желающих получить диплом и заставить их посещать лекции высококлассного специалиста невозможно набранные таким образом студенты не справятся с заданием, а профессор в будущем не согласится сотрудничать с таким университетом. Однако способ решения проблемы есть: чтобы привлекать талантливых и способных студентов, надо предлагать им высокие стипендии и выгодные условия обучения. Именно такой путь и был реализован в ЦЕУ на стипендию, достаточную для того, чтобы жить в Будапеште и заниматься только учебой, привлекали студентов со всего мира. Со временем у университета появились имя и статус, участие в конкурсах европейских грантов позволило расширить контингент поступающих за счет уже собственных заработанных средств. Сейчас часть студентов обучается на платной основе. Но принципы обучения остаются прежними элитное образование с привлечением ведущих профессоров и с высокими требованиями к студентам.
Перед СФУ сейчас также стоит задача повысить качество образования и рейтинг университета. Для этого предпринимаются значительные шаги приобретается современное оборудование, проводятся попытки привлечения к программе ведущих профессоров. Однако другая сторона цикла уровень студентов пока не получила должного внимания. Начать конкурсный и селективный отбор обучающихся следовало бы с магистратуры. Чтобы привлечь сюда талантливую молодежь не только Красноярска, а как минимум близлежащих регионов, по моему мнению, нужно было бы установить стипендию как минимум 15 тысяч рублей в месяц. Наверное, многие улыбнутся от таких цифр и скажут: «Да у нас преподаватели меньше получают».
Тем не менее реальность такова, что если университет заинтересован в привлечении талантливой молодежи, он обязан предоставлять ей выгодные условия. Это создаст конкурс и позволит отбирать лучших студентов, которые способны поднять качество всего университета. В противном случае они поедут учиться в другой регион или другую страну и будут правы. Кстати, в ЦЕУ обладатели стипендий от Евросоюза получают больше, чем некоторые штатные сотрудники университета (800 евро в месяц), и никого это не удивляет.
Для образования самого высокого уровня необходимы и студенты самого высокого уровня. А это объективно невозможно, если не проводить политику привлечения талантливых студентов.
Вопрос: откуда брать на это средства? В первую очередь в этом должны быть заинтересованы сами факультеты (в настоящее время институты). Бывшие выпускники, достигшие успеха в бизнесе, предприятия, заинтересованные в выпускниках, собственные гранты институтов, развитие эндаументов (нормальной ситуацией должно стать наличие собственного эндаумента у конкретного института) вот лишь некоторые источники средств на подобные стипендии. Уже сейчас в некоторых институтах СФУ есть повышенные стипендии от предприятий или фондов. Главное теперь четко сформулировать критерии и принципы подобных стипендий в свете стратегии развития университета: это должны быть именные стипендии, которые будут служить инструментом повышения конкурса и отбора наиболее способных. Преимущественно стипендии следует предлагать на уровне магистратуры на весь срок обучения на условиях конкурсного отбора; информация об этих стипендиях должна быть максимально широко разрекламирована до начала приемной кампании, и главное, размер стипендии должен быть достаточным для предоставления студенту возможности проходить обучение, не отрываясь на посторонние виды деятельности. Пусть это будет для начала всего 5 или 10 стипендий на весь институт (кстати, это тоже хороший показатель жизнеспособности института сколько средств он сможет привлечь на подобные стипендии), но они позволят их обладателям снимать квартиру в городе и все свое время посвятить учебе. Мне кажется, все предпосылки для подобной деятельности в Сибирском федеральном есть. Дело за тем, какую позицию займет руководство и совсем еще молодые институты СФУ.