Профессионалы действуют, общественность — пассивна

На минувшей неделе завершила работу XIV Международная конференция-выставка «Алюминий Сибири-2008». На нее съехались представители 166 российских и иностранных компаний, в том числе 90 зарубежных специалистов из 23 стран мира. Основными обсуждаемыми темами стали «Получение алюминия», «Литье и вторичная металлургия алюминия», «Производство глинозема» и «Экология, охрана труда и переработка отходов». Об итогах конференции рассказывает председатель оргкомитета, директор НТЦ «Легкие металлы», доктор химических наук, Заслуженный металлург РСФСР, профессор СФУ Петр Васильевич
Поляков.

— Конференции-выставки — общепринятый во всех странах способ общения специалистов самых различных отраслей мировой экономики. В этом смысле алюминиевая промышленность, всё, что связано с производством этого уникального по техническим характеристикам металла, — тема особая. Тем более для нашего региона, где несколько десятков лет действует крупнейший в России Красноярский алюминиевый завод, модернизируется Хакасский АЗ, ведется строительство новых — Богучанского и Тайшетского. А особенность в том, что все это напрямую связано с экологической безопасностью, вернее сказать — небезопасностью. Поэтому ежегодно, собираясь на подобные форумы, специалисты определяют ориентиры совершенствования технологического потенциала отрасли. Согласитесь, легче перейти от слов к делу, когда тут же, на выставке, видишь интересные новинки — различные аппараты, приборы, приспособления, внедрение которых во всех смыслах облегчит всем нам жизнь.

— Ваш доклад на конференции был первым. Это право организаторов?
— И это тоже, главное же в том, чтобы задать нужный тон разговору. Проблем в самом деле много, а между тем реальный для внедрения научный продукт может остаться лишь реферативной строкой в многостраничном научном сборнике. Поэтому моя задача вполне конкретная: изучить, чем «дышит» наше мировое сообщество, проанализировать, оценить современные технологические новинки, вычленить главное и донести до людей деятельных. Год от года материала становится все больше. В своем докладе я рассказал о 17 уникальных разработках из 40, внедрение которых принесло бы немалую пользу и для экологии, и для повышения эффективности производства алюминия.
— На конференции в центре внимания оказался наш Красноярский алюминиевый завод. Почему?
— Более тридцати лет он работает по технологии Содерберга. Не вдаваясь в технологические тонкости, скажу, что при нынешнем уровне отраслевой науки это вчерашний день. На радикальный шаг решится не каждый, то есть просто взять и выбросить на свалку устаревшие электролизеры, заменив их герметичными ваннами с обожженными электродами и трехступенчатой технологией сборки и эвакуации газов. Однако улучшить электролизеры, а заодно и структурную схему энергобаланса можно другим путем, как это сделала норвежская фирма Elkem. Применение сухого анода, модернизированная система питания ванн, разный алгоритм подачи глинозема, другие инженерные новшества позволили алюминиевой компании уже сегодня адаптировать технологию Содерберга к жестким нормам, законодательно установленным на 2010 год. Опытом заинтересовались, уже заключено соглашение с фирмой Elkem, и именно наш завод станет своеобразной экспериментальной площадкой для модернизированного электролизера. В модернизацию вносят большой вклад и специалисты ОК РУСАЛ, разработав новый состав анода, новую технологию его работы и внедрив ряд других новшеств.
— А Ваше личное впечатление от конференции?
— На кафедре металлургии легких металлов и производства глинозема мы вместе с аспирантами и студентами ведем исследовательские работы по инертному аноду. Конференция для них – хорошая школа, и я искренне рад за своих аспирантов: Олега Слученкова, выступившего с серьезным докладом на актуальную тему о взаимовлиянии поля скоростей катодного металла и осадка у электролизеров на силу тока 300 кА,
и Александра Архипова, глубоко исследовавшего процессы обжига мощных электролизеров.
Меня как ученого и одного из организаторов конференции радует неподдельный профессиональный интерес, проявленный всеми участниками форума. Но волнует практически полное отсутствие интереса общественного. Нет у нас сильных, деятельных экологических групп людей, а среди них могут быть и пенсионеры, и домохозяйки, которые заставляли бы функционеров от промышленности больше думать не только об объемах полученного продукта, но и о безопасности своей деятельности. Нужна активная и квалифицированная разъяснительная работа. Кто знает, например, реальную цену «уровню содержания в атмосфере фтористого водорода»? Нам нужно создавать гражданское общество, и тогда его инициативные члены преобразуют абстрактные цифры концентраций вредных веществ в информацию, как эти вещества влияют на жизнь и здоровье людей.

Любовь Габербуш