Девять носителей английского в Тамбове

Летний лагерь Американского фонда гражданских исследований и развития в этом году был организован в Тамбове. В нем прошли обучение третьекурсники Института фундаментальной биологии и биотехнологии Екатерина Пушкарева, Александра Новолодская и Иван Денисов. Право на поездку студенты получили за активную научную работу по тематике Научно-образовательного центра «Енисей» и за хорошее знание английского языка. О том, как это было — рассказ одного из действующих лиц.

«Для русcкого мы немы. Let`s to speak English»
В милом городке, известном нам до этого только по песне «Мальчик хочет в Тамбов» и фразе «Тамбовский волк тебе товарищ», нас встретили организованно и профессионально (даже табличка была) работники тамбовского научно-образовательного центра. Встретили и погрузили. Погрузили в «Икарус», который повез нас на базу отдыха «Сосновый бор». По дороге организовалась перекличка, и мне удалось выяснить, что среди семи десятков участников лагеря есть физики, биологи, биофизики, математики, химики, генные инженеры, экологи. В общем, профессиональный салат-бар — общайся, с кем хочешь…

Условия проживания были более чем удовлетворительными. Кругом сосны «в возрасте» — красивые, высокие. Рядом река Мцна, где мы брали лодки на прокат, купались, загорали. Вода мутная, зато теплая. И еще кто-то очень добрый привез на берег пару самосвалов песочка, наверное, специально, чтобы мы могли лепить замки и русалок. Еда была в достатке, бывало вкусно (особенно апельсинки), довольно незамысловатый круговорот блюд иногда пестрил оригинальными находками, например, пельменями на завтрак. А работники столовой скоро перестали удивляться тому, что мы сдвигаем по три стола в один большой, чтобы за едой быть в более тесной дружеской компании.

Как это ни странно, но в лагере мы не только загорали, но и учились.

Говорить на занятиях и других официальных мероприятиях лагеря нам разрешалось только на английском, под страхом отправления домой после трех нарушений.

После заселения в номера нас торжественно познакомили с преподавателями из США. Половина из них — это ученые, а половина — знатоки языка. Каждый заслуживает отдельной статьи или, как минимум, развернутого параграфа.

Бессменным директором на протяжении многих школ является Стюарт Поллити. На его визитной карточке так и написано, что он менеджер образовательных программ. Его сияющая улыбка стала неким символом лагеря. Еще у него имелась татуировка акулы на все плечо, и он рассказывал, что плавает очень хорошо, как акула, хотя мы этого так и не увидели. Стюарт связан с Россией треть своей жизни, и она стала его частью. Около года он жил на Дальнем Востоке и хорошо общается на русском, но только не в лагере, чтобы не провоцировать студентов на русскую речь.

Программа состояла из шести циклов по девять занятий с разными преподавателями в каждом. Занимались по группам, которые были в большей степени составлены по уровню знания английского. Мы, красноярцы, попали в разные группы, но так, поверьте, было только интереснее.

Первое занятие было у мисс Кирстен Санфорд из Сан-Франциско — в студенчестве специалист по птичьим мозгам, сегодня Кирстен является активным популяризатором науки. Она ведет еженедельную радиопередачу с многотысячной аудиторией «Неделя в науке» (http://www.twis.org), в которой мне посчастливилось принять участие в лагере. Также Кирстен увлекается видеосъемкой и монтажом роликов и научно-популярных репортажей в Файнал Кате на своем Маке. Ролики для друзей выставляет в блоге на http://www.kirstensanford.com. Для занятий доктор Санфорд всегда подбирала очень интересные темы. Мы обсуждали Флоренсийских коротышек, роботов, глобальное потепление, проблемы эпигенетики и, конечно, популяризации науки. Удивляло, как много можно почерпнуть научных знаний на занятиях английским языком.

Доктор Висли Брадфорд, по его словам, знает обо всем, что происходит на поверхности планеты — он специалист по естественным наукам широкого профиля. Доктор Брадфорд напоминал доброго Санту, говорил на понятном медленном английском языке, как с маленькими ребятами. С ним мы обсудили проблему переворота средневекового разума, историю религиозной стороны эволюционного учения и многое другое. Он всегда раздавал цветные ксерокопии на занятиях, что подчеркивало его стремление к тому, чтобы все в нашем мире было красиво и приятно людям.

Доктор Мишель Брилл — один из ведущих специалистов крупной американской компании, занимающейся измерениями цвета и проблемами цветового восприятия. Его математические задачки заставляли мозг отключаться, поскольку и на русском языке порой это понять было бы тяжело. Мишель разъяснил нам, почему человеческое зрение различает цвета, чем отличается цифровой мир от реального с точки зрения математики и коснулся щепетильного вопроса «Сколько физики должен знать биолог?».

Доктор Дональд Смит — преподаватель физики в университете. Он научил нас веселым американским играм. Показал на примере различных историй из науки, как тяжел и запутан путь великого научного открытия. Также мы познакомились с эссе таких выдающихся ученых физиков, как Анри Пуанкаре, Алан Лайтман, Ричард Фейнман и Альберт Эйнштейн. Я также не забуду волейбольные подачи Дональда и его рассказы о Германии, в которой он прожил два года.

Мишель Фоши увлекается изготовлением шляп, она вегетарианка и, представьте себе, обходится в Штатах без сотового телефона. В лагере была образцом приветливости, могла поздороваться несколько раз в день и каждый раз улыбалась, слегка склонив голову набок. С ней мы дебатировали на темы подделки банкнот, вреда мобильных телефонов для человеческого общения; учились писать письма боссу, коллегам и спонсорам. Еще она устроила увлекательный квест, втянувший в себя всех участников лагеря.

Неординарной фигурой в лагере был доктор Стефан Хойт. Он преподал нам уроки устного доклада, а также немного бокса. Всегда умел разрядить учебную обстановку анекдотом или шуткой, а особенно смешно пародировал различные акценты. Однажды в сильную жару занятие проходило в его номере, так как там был кондиционер. Он показывал нам фотографии из своей молодости, своих дочерей, мы слушали американские песни и все дружно подпевали. Он разъяснил нам смысл некоторых песен, а одна из них стала гимном лагеря — это песня Брайана Адамса «Лето 69».

Раскрыть таланты поэтов помогала Джоанна Гринли из штата Миннесота. На ее занятиях мы читали американскую поэзию, слушали песни, писали свои стихи. Многие, в том числе и я, пробовали писать стихи впервые. Никто не судил строго. У Джоанны на занятиях я влюбился в песни Боба Дилана, который, кстати, оказался ее земляком. Одно из занятий мы провели на улице, все сидели под большой сосной и пытались разобрать очередное стихотворение, которое оказалось настоящим пазлом из тысячи кусков по сложности понимания. Зато когда понимаешь, наконец, что к чему, у измученных тараканов в голове наступает фиеста.

Эрик Лейкин играл с нами в американский футбол, помогая освоиться с непривычным мячом. Еще он великолепный крупье, как и, по его словам, большинство американцев. Мы научились играть в карточную игру «Вот черт» и несколько раз обыграли наших преподавателей. А на занятиях Эрика мы читали и учились писать настоящие истории. Эрик с Джоанной оказались самыми молодыми преподавателями, совсем недавно они сами были студентами.

Все занятия готовили нас к финальной защите своей научной работы на конференции. За три недели мы уже основательно забыли, чем занимались в университете. На выступление давали два плаката и три маркера. Никаких компьютерных технологий презентации. Это было необычно и интересно. Презентация шла почти десять часов по двум секциям. На ту, что ближе к биологии, отправились Катя и Александра, на вторую, физическую, пошел я с докладом. На меня произвели впечатление многие работы молодых ученых из других городов. Надеюсь, что не растеряю приобретенные в лагере контакты и уж точно на долгое время сохраню в душе кусочек настроения «лета-2008».

Иван Денисов