Ведущая рубрики "НЛП: неотложная лингвистическая помощь" — Алевтина СПЕРАНСКАЯ, доцент кафедры русского языка

В кодекс – грамотную речь
Безграмотность еще бытует в стенах вуза

Сколько раз за последнее время, скажем, с начала учебного года, вы, уважаемый читатель, задумались, как произнести или написать то или иное слово? Думаю, число это невелико. Может быть, даже равно нулю. По крайней мере за время существования рубрики «Неотложная лингвистическая помощь» никто не задал мне подобного вопроса. Все темы (исключая вопрос доцента кафедры высшей математики В.А. Степаненко про число), которые публиковались в рубрике, были посылом одной стороны: они отражали моё желание поговорить с читателем о проблемах языка и речи, обсудить непростые нюансы русского произношения и правописания, дать рекомендацию по правильному использованию этих нюансов.

Не скажу, что добровольная помощь лингвиста не была востребована. Отнюдь! Всегда ощущала присутствие заинтересованных в данных лингвистических заметках читателей. Я хочу их поблагодарить за внимание… к своей речи. Ведь им не безразлично, как они говорят, они хотят узнать, насколько их речь соответствует литературной норме, какой речевой оборот лучше употребить. Благодарю их за стремление скорректировать своё речевое поведение и сформировать у себя грамотные языковые привычки.

Для этого мы и ввели рубрику «НЛП», цель которой – рекомендации лингвиста. Профессионал помогает читателю определить, что хорошо и что плохо в современной речи, ориентирует в непростом выборе из возможных вариантов словоупотребления. Мы пытались формировать языковой вкус и рассчитывали, что в этом деле мы заодно: редакция, читатель и специалист.

Вот здесь и хочется большей востребованности, большей отдачи, большего результата.

По моим наблюдениям, в нашем вузе немало людей, которым требуется самая неотложная лингвистическая помощь. И однако эта помощь – увы! – проходит мимо. Почему? – погрузилась я в размышления и получила ответ, с которого и начала: а часто ли мы вообще задумываемся над своей речью и языком? Ведь главное в работе над собой, над своей речью – рефлéксия, а попросту говоря, умение (желание и стремление) посмотреть на себя, свои действия и поступки со стороны и задуматься над тем, как ты выглядишь, или, учитывая специфику нашего разговора, как говоришь и пишешь.

Приведу случай из школьной практики. Учитель советует ученице, у которой плохо с орфографией: «Если ты сомневаешься, как писать…». Учитель не смогла закончить фразу, потому что девочка её перебила: «А я не сомневаюсь». Так вот это не-сомнение, не-задумчивость, отсутствие рефлéксии кажутся мне главным препятствием на пути искоренения безграмотности, простите за канцелярский оборот.

Почему я заговорила об этом так прямолинейно, что называется в лоб? На то есть две причины. Первая: малограмотная речь продолжает бытовать в стенах нашего вуза. Этот элементарный уровень культуры до сих пор не освоен на жизненно важных «рубежах»: неправильно произносить «СэФэУ», надо эСФэУ (а носители элитарной речевой культуры предпочтут даже более литературное произношение – эСэФУ); называть кредИтную систему «крЕдитной» позволительно только в жаргоне; обращаться к «зам.декану» вообще не позволительно никому ни при каких обстоятельствах, потому что должность звучит по-другому – зам.декана (сокращённое «заместитель декана») и так далее, ещё несколько десятков «нельзя» или «не рекомендуется».

Второе обстоятельство, которое повлияло на моё желание заговорить о проблеме грамотной речи в нашем вузе столь прямо, – это информация в прошлом номере «Университетской жизни» о разработке Кодекса студента (сожалею, что Кодекс преподавателя пока остался в стороне). Очень приятно, что студенты заботятся о том, какая речь звучит в вузе. Причём я согласна с первокурсником Борисом Сидоровым: нельзя культуру общения привить насильно. Поэтому Борис говорит, что «студент должен понимать». Но кому студент должен? Только самому себе! А чтобы это понимание возникло, и нужен нашему университету Кодекс, преамбулой которого должно быть: В ОСНОВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕЖИТ ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ.

Записав это правило, хочется всё же узнать: какие сложности испытывает студент в своей речи? Какой вопрос он хотел бы задать лингвисту? Сделать это можно через редакцию, позвонив по тел. 244-09-17 или отправив письмо по адресу newspaper@sfu-kras.ru