Ваш выход, маэстро...
5 октября – профессиональный праздник педагогов России

Доктор филологических наук Т.В. ШМЕЛЕВА работала во многих учебных заведениях – в МГУ, Красноярском госуниверситете, в Институте русской филологии и прикладной лингвистики (г. Быдгощ, Польша), ныне преподает в университете им. Я. Мудрого (Великий Новгород). По нашей просьбе Татьяна Викторовна написала короткое эссе “на заданную тему”.

И немного влюбленности

Каким должен быть университетский преподаватель, чтобы действительно быть университетским преподавателем? Боюсь, что ответ на этот вопрос покажется банальным, тогда как осуществление в реальности – практически не достижимым.

Преподаватель должен иметь личностное отношение к тому, что он преподаёт. Что это значит? Ему это интересно и наполнено его личными переживаниями, которые он может приоткрыть своим слушателям. Иначе он превращается в озвучивателя учебника – и интерес к нему пропадает мгновенно.

Преподаватель должен обладать обаянием, привлекательностью, или, как сейчас говорится, харизмой. На языке повседневности можно сказать так: в настоящего преподавателя все должны быть немножко влюблены. Равнодушие, а тем более неприязнь разрушают не только человеческие отношения, но и процесс обучения, парализуют его.

В душе преподавателя должен быть неограниченный кредит интереса и любви к своим ученикам. Конечно, некоторым из них удаётся исчерпать этот кредит за один семестр, но другие пользуются им всю жизнь.

Не говорю о таких очевидных вещах, как знание предмета и речевая культура, без которой невозможно преподавание ни одного университетского курса. А её отсутствие воспринимается современными студентами как оскорбление университетского достоинства.

К своему глубокому сожалению, должна сказать, что в руководстве высшей школы явно просматриваются тенденции – личностное начало в преподавании если не исключить, то минимизировать. Сегодня никого не интересует, что происходит в аудитории (а я думаю, что посвящение в таинство научной мысли происходит именно там) – важна методическая документация, будто бы именно и только она составляет существо образования. Преподаватель мыслится как приложение к УМКД, легко, кстати сказать, заменяемое, коль уже всё так хорошо прописано и расписано. Эта тенденция мне кажется опасной и даже губительной для университетов, для которых всё ощутимее риск стать распределителями информации, а не местом общения людей, где возникают интеллектуальные и эмоциональные отношения, происходят события и встречи, определяющие биографию и судьбу.

Т.В. Шмелева

Если тебе учитель имя…

Личность в педагогике, или Легко ли быть наставником


Александр Моисеевич Аронов – имя, знакомое многим со школьной и студенческой скамьи, ведь он и педагог, и ученый, и автор нескольких экспериментальных учебников и методических пособий. Увидев его впервые, я поняла, что этот человек никогда и ничего просто так не примет на веру, а будет изучать, выверять и перепроверять… Будет сомневаться и просчитывать все до мелочей, как истинный математик. Будет отстаивать свое мнение, не признавая авторитетов... Может быть, кому-то покажется слишком резким, чересчур придирчивым, а он – фанат и профессионал в самом высоком смысле.

А.М. Аронов – член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, один из основателей психолого-педагогического факультета КГУ, заведующий кафедрой педагогики высшей школы Института педагогики, психологии и
социологии СФУ.

В свое время, когда встал вопрос, посвятить жизнь науке или заняться преподавательской деятельностью, А.М. Аронов, кандидат физико-математических наук, отдал предпочтение педагогике, решив, что работа со студентами интереснее и значимее, чем выведение математических формул. «Ну докажу я еще две-три, или даже десяток теорем, которые будут понимать двадцать человек в мире. Разве в этом смысл? А педагогика совсем другое дело: ты работаешь не на себя – на других и не только учишь, но и сам учишься».

– Александр Моисеевич, какие качества должны отличать преподавателя высшей школы от любого другого?

– Современный преподаватель высшей школы не только сам должен заниматься научными исследованиями, регулярно читать научную литературу, обогащать занятия свежими фактами и научными знаниями, но и уметь работать с коллективом студентов. Это человек, который способен создавать самообучающиеся группы и оказывать на них развивающее воздействие. К сожалению, в российской высшей школе, как показывают результаты последних научных исследований, опубликованные в первом номере журнала «Вопросы образования» за 2008 г. (http://vo.hse.ru), в большинстве вузов сложилась деструктивная ролевая модель, т.е. большая часть преподавателей практически не занимается своим самообразованием.

– Уже в самом начале своей педагогической деятельности Вы приняли участие в эксперименте по внедрению развивающего обучения в высшей школе…

– Да, в 1986 году вместе с Б.И. Хасаном мы провели в КГУ организационно-деятельностную игру, в ходе которой студенты самостоятельно проектировали свой будущий учебный процесс. Игра со студентами – в стране это было впервые. Как правило, когда студент приходит в вуз, все разложено по полочкам: вот расписание, вот преподаватели, делай, что прикажут, а шаг в сторону – «расстрел». Мы же, напротив, проектировали университетскую образовательную технологию, в ходе которой студенты сами переоткрывали основные факты математики. Уже с первого курса мы готовили исследователей-математиков в очень широком социокультурном контексте. К тому времени я уже 10 лет преподавал в университете, много чего перепробовал, и было понятно, что лекционно-семинарский путь абсолютно тупиковый. До 80% студентов учатся абы как. Меня это не устраивало. На что люди тратят пять лет жизни? В итоге мы создали очень сильный студенческий коллектив, который активно участвовал в различных математических исследованиях. К концу второго курса в этой группе было больше людей, получающих повышенную стипендию, чем в остальных пяти группах математического факультета. К участию в эксперименте мы привлекли и филологов – они, например, объяснили нам, что обучающиеся (не только студенты, но даже школьники) должны читать не адаптированные письменные тексты, а оригинальные научные работы.

– То есть вы готовили педагогов-предметников для инновационной школы?

– Когда школьных программ много, требуется отслеживать индивидуальное движение детей. Значит, нужны учителя, которые не просто умеют давать уроки, а обладают организационно-управленческой компетентностью. За 20 лет, пока в университете действовала программа развивающего обучения, мы выпустили порядка 800 педагогов математики, физики, биологии, химии. Сейчас многие из них преподают в самых элитных школах края, куда только по конкурсу можно попасть! Некоторые уже стали кандидатами и докторами наук. Двое моих учеников (они уже доценты) работают у нас на кафедре.

– Педагогикой не так легко увлечь, особенно учитывая, что профессия эта низко оплачивается, и учитель думает не столько об инновациях, сколько о репетиторстве…

– В начале 90-х даже грамотные и активные люди, которые понимали, что качественное образование нужно, тем не менее то и дело спрашивали: что вы застряли там, в своем университете? До этого еще держалось представление о преподавателях, как о персонах уважаемых. Но начиная с 1992 года и до дефолта преподаватели были отброшены на грань нищеты: я приходил в 106-ю школу и слышал, что педагог упал в голодный обморок. В то время в учительской ввели чаепитие: бесплатное, с сахаром и сухариками. И учитель мог прийти и хоть как-то поддержать свой организм! Причем очень вкусные были сухарики – сам пробовал… Знаете, что бы там ни говорили о профессии педагога, а я хочу работать хорошо, качественно, и ради этого приходится многое терпеть. Мы же считали себя новаторами, прорабами перестройки! Мы вводили новое содержание в образование – освоение через переоткрытие… Но когда стало понятно, что старое образование никуда не годится, а никаких попыток перейти на новое содержание никто не предпринимает, было очень обидно.

В 1995 году, когда я был в Лондоне, меня спрашивали: сколько зарабатываешь? В ответ, чтобы не сгореть от стыда, я показывал фото своего загородного двухэтажного дома (с четырьмя сотками земли и розовым садиком), и зарубежные коллеги восклицали: «О-о!».

– Понятно, что «провальное десятилетие» тормозило инновации. Сегодня что-то изменилось?

– С появлением бизнеса образовалась прослойка людей, которые о профессионализме знают не понаслышке. Профессионалы становятся востребованными и в связи с созданием Сибирского федерального университета. Мы сейчас готовим учебно-методические комплекты, проходим стажировки в других странах. Недавно мои аспиранты съездили на международную научную конференцию – такого не было 20 лет! Кафедра отремонтирована: новый пол, мебель, окна, новые компьютеры. Да и на самом «верху» пошло движение: комиссия Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации подготовила очень важный документ: «Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?». В настоящее время создается модель «Российское образование-2020», где, в частности, говорится о федеральных университетах как о костяке всей системы высшего профобразования в стране. Кстати, в разработке концепции этой образовательной модели принимал участие директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России мой бывший дипломник Игорь Реморенко. А нынешний министр образования и науки в крае Вячеслав Башев заканчивал психолого-педагогический факультет КГУ. Бывшие наши студенты не приходят на готовые места, а создают их для себя, занимают активную жизненную позицию. Видите, какие люди подготовлены – не зря эксперимент-то прошел!

– Вот уже в течение пяти лет на кафедре, которую Вы возглавляете, готовят специалистов для системы дополнительного образования. Это социальный заказ?

– Могу констатировать, что наша система дополнительного образования на сегодняшний день одна из лучших в России. Я это утверждаю как председатель экспертного совета научного общества учащихся, которое действует при краевом Дворце пионеров. Здесь дети учатся работать творчески, четко понимая свое место в стране и в мире. Такие ребята имеют развитое мышление и воображение и очень успешно учатся в вузах. У нас лучшая в стране исследовательская деятельность школьников. Сейчас целый пул российских университетов вкладывается в московскую программу «Шаг в будущее». И школьники имеют возможность через вузы получать приглашения на международные конференции. В краевом научном обществе – 6 тысяч ребят, и многие из них уже имеют собственные печатные работы! Кстати, пользуясь случаем, могу дать совет родителям: если школьный учитель не устраивает – не бойтесь его менять! На матфаке я провел исследование: все кандидаты наук, как правило, меняли школу один раз, а доктора наук – два раза. Смена учителей и школы носит колоссальный развивающий эффект для ребенка!

Вера КИРИЧЕНКО

Учиться не поздно никогда

Какие возможности есть у преподавателей СФУ повысить свой профессиональный уровень, не выходя за порог альма-матер?

На сегодняшний день наиболее востребовано повышение квалификации по двум направлениям: «Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основы успешного профессионального и межкультурного общения» и «Развитие информационно-коммуникативной компетенции преподавателей СФУ для повышения эффективности использования автоматизированных рабочих мест (АРМ) в учебном процессе». Также много желающих получить дополнительную квалификацию по программе «Преподаватель высшей школы».

– Весной этого года 242 педагога СФУ впервые прошли обучение иностранным языкам, – рассказывает декан факультета повышения квалификации Наталья Петровна Белоног. – 28 групп изучали английский, две – немецкий и по одной группе – французский и китайский языки. В конце учебы состоялась конференция, посвященная итоговым разработкам каждой группы. Слушатели курса получили свидетельство о повышении квалификации в объеме 144 часа и главное – навыки общения на избранном языке. В новом учебном году мы планируем продолжить обучение иностранным языкам, расширив круг слушателей: помимо научно-педагогических кадров намерены охватить и других сотрудников университета.

Изучение современных информационных технологий проводится по программам различного уровня с помощью АРМ (ноутбуки), чтобы теорию тут же закрепить на практике. Часть занятий проходит в классах, оборудованных интерактивными досками. Базовый курс, информационные технологии, параллельное программирование, веб-дизайн, флэш-технологии – вот далеко не полный перечень курсов по указанному направлению. На осенний семестр подано уже 170 заявок.
Востребована программа «Преподаватель высшей школы», адресованная аспирантам и молодым педагогам. Она рассчитана на полтора года и включает в себя такие курсы, как «Педагогика высшей школы», «Педагогические технологии», «Психология высшей школы», и т.д. Для слушателей обязательна педагогическая практика, а в конце учебы они выполняют квалификационную работу – аналог диплома и защищают ее на заседании государственной аттестационной комиссии. Обязательным условием получения диплома о дополнительной квалификации является сдача кандидатских экзаменов по иностранному языку, философским проблемам той отрасли, в которой работает соискатель, и по преподаваемой дисциплине.