Становимся местом встреч

Визит-профессора, ещё год назад – диковинка для СФУ, теперь стали привычным явлением. Но приезд аж трёх светил науки, да к тому же и по одной специальности и в одно и то же время – явление неординарное, мимо которого наша газета пройти не могла.

В Институте фундаментальной биологии и биотехнологий американский профессор Джон Ли прочитал курс лекций, посвященный биолюминесценции. Сотрудник Пущинского научного центра РАН Г.И. Гительзон провел практические занятия по теме «Стереохимия биологических макромолекул» для студентов 3-го курса. Мистера Ли удалось пригласить на одно из этих занятий, и это опять же редкость – два специалиста мирового уровня на одном семинаре.

Профессор из США, сириец по происхождению Р. Тучан читал лекции и проводил занятия по дендрохронологии и дендроклиматологии. Его исследовательская работа связана с анализом динамики водного режима средиземноморских территорий на Ближнем Востоке и в Северной Африке в связи с глобальными и региональными изменениями природной среды и историей земле- и лесопользования...

Приглашаю в Аризону!

Начнем с Рамзи Тучана, ассоциированного профессора лаборатории исследования годичных колец Аризонского университета. В СФУ оказался по личному приглашению ректора СФУ Е.А. Ваганова, с которым его связывает научно-исследовательская работа в Сибири и в Якутии. В условиях ремонта, от которых визит-профессор был в шоке, система беспроводного интернета Wi-Fi работала безотказно (что на фоне разрухи немало удивляло), так что Рамзи Тучан вообще “не вылазил” из Интернета, а по коридорам ходить боялся. Пользовался он своим ноутбуком, так как там был знакомый интерфейс, и даже казалось, что ноутбук с доступом в интернет, в его лабораторию – это просто частичка его родины. Кстати, встретиться и поговорить с профессором вашему покорному слуге удалось только благодаря тому, что КрасЭйр задерживал рейсы:))

– Ваши научные интересы – дендрохронология. Что это такое?

– На самом деле мои интересы – и дендроклиматология, и дендроэкология. Первые исследования я проводил в США, теперь же работаю в основном со Средиземноморским регионом в рамках двух проектов, финансируемых американским научным фондом. Это Турция, Греция, Ливан, Иордания, Сирия, Монако, Алжир, Тунис. Мы изучаем хронологию климата – осадки, температуру, как они менялись. Один из методов – изучение деревьев, которые записывают все изменения в годовых кольцах, что позволяет заглянуть в прошлое климата на несколько веков назад. Эти исследования и называются дендрохронологическими. Они позволяют, в частности, предсказывать наступление засух в этом регионе.

– А сколько лет Вы можете «просветить» таким способом?

– До 500 лет. В принципе, это зависит от деревьев – их наличия.

– Вы это читали студентам?

– Тема лекций – дендроклиматология. Но также студентам было предложено практическое занятие по перекрёстной датировке. Это археологический метод датировки объектов с помощью поиска корреляции или соответствия с объектами, уже отнесёнными к какой-то дате. То есть вы берёте живое дерево с уже известным возрастом. И затем, зная, какие кольца какому году соответствуют, вы соотносите их с годовыми кольцами исследуемого образца – и можете определить условия, в которых он раньше рос.

– Сколько студентов посетили лекции?

– Полтора десятка плюс несколько учёных и преподавателей. Мне показалось, они были счастливы и на лекции, и на лабораторной.

– А как Вам СФУ?

– Расцветает (улыбается). Если серьёзно – мне кажется, что сейчас уже можно говорить о международном сотрудничестве нашей лаборатории с некоторыми исследователями здесь, в СФУ. Можно говорить и о приглашении ваших специалистов на стажировку в нашу лабораторию в Аризоне.

Научный дуэт

Профессор Джон Ли (Университет Джорджии, США) в одной из лекций с помощью так называемых “Glow stricks” (светящиеся палочки) наглядно запустил хемилюминесцентную реакцию – простым нажатием на стержень, разломив капсулы с субстратом внутри этой палочки. После чего палочка засветилась зеленоватым светом. Светящаяся палочка оказалась браслетом, который немедленно был вручен одной из студенток в качестве украшения.


На фото: Е. Есимбекова, Г. Гительзон, Джон Ли и И. Суковатая

А во время совместного занятия Джона Ли и Г.И. Гительзона студенты получили уникальную возможность не только познакомиться с особенностями строения, например, бактериальных люцифераз, основами биохимических и биофизических механизмов биолюминесценции различных светящихся организмов, но провести самостоятельные научные исследования с использованием интернет-ресурсов, например, белкового банка данных (PDB-bank), освоить методы молекулярного моделирования биомакромолекул. Такое уникальное занятие стало возможным благодаря существенной модернизации технического оснащения учебного процесса (семинар проводился непосредственно в научно-исследовательской лаборатории “Оптической спектроскопии и биолюминесценции”).

Г.И. Гительзон – к.б.н., заведующий Учебным центром молекулярной биологии Института белка РАН и Пущинского филиала МГУ.

– Георгий Иосифович, Вы ведь уже приезжали в СФУ?

– Да. В ноябре прошлого года мы занимались молекулярными моделями, которые я привозил с собой в больших ящиках. Сейчас же мы перешли на компьютерное моделирование. С помошью Wi-Fi-соединения мы работаем в онлайн-режиме через Интернет со Всемирным структурным банком. Прогресс налицо. Но, с другой стороны, модельки – гораздо нагляднее, и сейчас я предпринимаю усилия, чтобы университет их заказал; думаю, они будут востребованы.

– Вы планируете дальнейшее сотрудничество с СФУ?

– Да. Тем более что я – уроженец Красноярска, учился здесь в школе, почти каждый год работаю в Летней Школе при университете (КЛШ). И часть студентов СФУ – это бывшие «калошники», я стараюсь наблюдать за ними, интересуюсь их эволюцией (смеётся). Некоторые из них, кто специализируется на молекулярной биологии, попадают к нам в Пущино, и мы заинтересованы в хороших мотивированных студентах.

– И как студенты СФУ котируются в Пущино?

– Пока мы имели дело только со студентами КГУ. На биологическом факультете была замечательная кафедра биохимии с серьёзной базовой подготовкой. Все их студенты имели высший рейтинг у нас в Пущино. Также были студенты с кафедры биофизики и с химического факультета. Сейчас многие из них работают в лабораториях США, Европы и даже в Австралию с Японией некоторых заносит.

– С Джоном Ли Вы сотрудничали впервые?

– Мы знакомы заочно очень давно, поскольку работаем в смежных областях. Но вживую я увидел Д.Ли именно в СФУ. Хотя он тут не первый раз – сотрудничает плотно с Институтом биофизики СО РАН, многие из тамошних учёных работали у него в лаборатории в Атланте.

– Какое пожелание у Вас к студентам СФУ?

– Самое главное, что выявили эти занятия, – нужно заняться серьёзной языковой подготовкой. И, конечно, «учиться, учиться и учиться!».

Впечатления

Среди студентов старших курсов, посетивших обзорную лекцию Джона Ли, было несколько первокурсников. Одну из них, Букину Екатерину, корреспондент перехватил в коридоре. Катерина хоть и первокурсница, но бойко говорит по-английски и проявляет огромный интерес к своей специальности.

– Вы – первокурсница, а то, что читал Ли, явно требует определённого багажа знаний по предмету. Насколько для вас была понятна лекция?

– В принципе материал был подан кратко и доступно, но что-то конкретное с бухты-барахты понять было непросто. Для этого, конечно, требуется некоторая основа.
– Насколько лично для вас оказалось полезно посещение лекции?

– Ли раскрыл передо мной новые горизонты. Я теперь с нетерпением ожидаю встречи со своей профессией и новыми знаниями.

– То есть зарубежные гости послужили хорошим стимулом как к учёбе, так и к личному росту?

– Да (смеётся).

На фото: Джон Ли читает лекцию

Все лекции визит-профессоров записаны и размещаются на сайте ИФБиБТ в видеоархиве (http://bio.institute.sfu-kras.ru/index.php?page=104). Для всех желающих доступна только одна лекция, к остальным доступ после регистрации. Но главное – архив предназначен для самостоятельной работы студентов. Дальнейшие лекции по начатым курсам будут читать уже наши преподаватели.

Материал подготовил Александр ЛЕШОК

Ходячая энциклопедия из Нидерландов

И еще один иностранный ученый 22-26 сентября прочел 7 лекций студентам ИФБиБТ – крупный специалист в области водной экологии, главный редактор журнала Aquatic ecology доктор Рамеш Гулати.

Стоит заметить, что приглашение специалистов в тех областях науки, где ученые Красноярска имеют сильные позиции в международной науке, – оправданно. Это позволяет надеяться, что в научные лаборатории придут перспективные студенты, которые продолжат успехи красноярских биофизиков и гидробиологов. В водной экологии красноярская школа занимает одно из ведущих мест в России и признана на международном уровне. У доктора Гулати это уже 6-й визит в Красноярск с научными целями (первый раз он приехал в Институт биофизики СО РАН почти 10 лет назад – в 1999 году). Гулати интересуют работы красноярских биофизиков, занимающихся исследованием и моделированием соленых озер республики Хакасия под руководством директора Института биофизики СО РАН, а в настоящее время еще и заведующего кафедрой экологической биофизики и гидробиологии СФУ А.Г. Дегерменджи.

Доктор Гулати – настоящая живая энциклопедия в области функционирования водных экосистем. Как главный редактор он читает не менее 250 рукописей статей (не считая огромного количества опубликованной литературы), что позволяет ему быть в курсе всех новейших достижений в своей области науки. Он знает чуть ли не лично всех видных ученых в области водной экологии и в свои 70 лет остается активным и авторитетным ученым, участником практически всех крупнейших конференций. Лично меня удивляет его готовность помочь любому ученому, особенно – молодым ученым из так называемых третьих стран. Возможно, это связано с тем, что он сам индус по рождению, переехал в достаточно молодом возрасте в Нидерланды, где ему пришлось добиваться нынешнего положения упорным трудом. Несмотря на то, что в настоящее время в политике международных научных журналов в ответ на присланную рукопись преобладают отзывы «отказать», Гулати всегда старается дать автору шанс опубликоваться, если видит, что в статье есть здравая мысль и интересный фактический материал. В этом случае он даже сам правит язык публикации, отправляет статьи на рецензии по несколько раз и обращается к рецензентам (я знаю это, как постоянный рецензент Aquatic ecology) с просьбой указать автору, что можно исправить и улучшить в публикации. Подобное отношение нечасто встретишь в жесткоконкурентной научной среде.

Лекции доктора Гулати в области современной водной экологии касались как уже относительно хорошо развитых направлений, таких как эвтрофикация (грубо говоря, повышенная продуктивность) водных экосистем и управление их состоянием путем биоманипуляции (здесь он является одним из мировых гуру), так и малоисследованных областей, к которым водные экологи еще только приступают (роль вирусов в функционировании водных экосистем). Доктор Гулати отметил, что у многих студентов глаза были «очень понимающие» (наверняка он не знает русского анекдота, в котором как раз на основании наличия «умных глаз» сравниваются студент и собака :)). Наши студенты, действительно, хорошо знают язык и в перерывах подходили к нему и спокойно вели беседы на научную тему.

Очень заинтересовало доктора Гулати и то, что его лекции записывались на видео. Он даже попросил прислать ему записи своих лекций.
В последний день студенты подарили профессору небольшой подарок – пакет с первым выпуском научного журнала СФУ, блокнот и календарь с символикой СФУ. Рамеш рассмеялся: «Я хотел просить главного редактора журнала доктора Михаила Гладышева, чтобы он подарил мне этот номер, а вы уже это сделали».

Вообще хочется отметить, как изменились студенты университета. Прошло меньше года с тех пор, как здесь читал лекции один из первых визит-профессоров СФУ швейцарец Фридрих Юттнер. За это время студенты стали более свободными, они не пассивные участники процесса обучения, а те, от кого зависит, каким станет университет. Это видно по их поведению и реакции на происходящее. В западных университетах активное участие студентов в жизни университета – норма: они выпускают свои независимые газеты, образуют всевозможные профессиональные общества, активно влияют на образовательную политику университета путем оценки качества лекций как приглашенных, так и штатных лекторов. То, какими я увидел наших студентов, позволяет надеяться, что они также будут активно и осознанно влиять на развитие Сибирского федерального университета – в первую очередь, как места, где они должны получить знания для дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Егор Задереев, кандидат биологических наук, ученый секретарь Института биофизики СО РАН, преподаватель кафедры физико-химической биологии СФУ