«Встречи с ARTE» представили фильмы «третьего кинематографа»

Прошло больше века с тех пор, как в Париже состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». Теперь кино стало неотъемлемой частью нашей жизни, особым ее миром. Оно не только развлекает, информирует, расширяет кругозор, но и дарит богатую пищу для размышлений, вскрывает актуальные темы, вызывает аудиторию на диалог. Именно таким запомнился зрителям фестиваль франко-немецкого кино «Встречи с ARTE»: эмоциональным, острым, неожиданным, а главное – смелым, рассказывающим о том, о чем многие из нас думали и думают, но не говорили и не говорят так громко.

За 7 дней на суд зрителей были представлены 10 немецких и французских фильмов, очень разных по тематике и содержанию. Документалистика и «игровые» картины составили, несомненно, успешный альянс, ведь каждый смог найти здесь что-то свое. Поклонники неподражаемой Коко Шанель получили возможность перенестись в эпицентр событий в сфере моды, увидеть Дом Шанель изнутри, познакомиться с историей создания коллекции Haute Couture Осень-Зима 2004-2005. Кто-то наслаждался просмотром психоделической драмы «Призраки» и пытался распутать клубок сюжетных символов, пройти лабиринт режиссерского замысла. Некоторые посетили галерею портретов музыкантов из оркестра «Западно-восточный диван», увидели творческую и повседневную жизнь немецких деятелей искусства изнутри. Но, пожалуй, каждый неравнодушный человек, независимо от пола, возраста и предпочтений, проникся двумя ведущими темами фестиваля: острые социальные проблемы и жизненная драма двух великих людей.

Симона Де Бовуар и Мсье Макс

Открытие и закрытие фестиваля оказались символичными: самые первые впечатления зрителей были связаны с картиной о загадочной и прекрасной Симоне Де Бовуар («Любовники Кафе де Флор», реж. Илан Дюран Коэн), которая в свое время изменила жизнь всех женщин; самая последняя лента повествовала о мрачной судьбе великого поэта и художника – Макса Жакоба («Мсье Макс», реж. Габриель Агион). Мы погрузились в атомсферу фестиваля через судьбу человека и через нее же покинули мир кино – круг замкнулся.

Свободный любовный союз Сартра и Де Бовуар

«Бобёр, вы красивы и умны, и если вы не понимаете этого, то вы – идеальная женщина!» - так известный французский философ Жан Поль Сартр начал свое знакомство с Симоной Де Бовуар. Оба учились в Сорбонне, оба впоследствии начали преподавать там философию. Но Симона была женщиной, а их, как известно, в то время не очень-то чтили в науке. Но она стала одной из первых и проложила путь остальным.

Это история о женщине, которая презирала искусственность и наигранность буржуазной семейной жизни, она предпочитала говорить о своих чувствах открыто и не играть в прочный псевдосемейный союз.
Симона Де Бовуар – женщина, долгое время остававшаяся в тени славы своего возлюбленного и единомышленника, философа Жана Поля Сартра, но сумевшая создать свой главный труд о проблемах женщин – «Второй пол» - и этим изменить жизнь всех представительниц прекрасного пола.
Это писательница, философ, сознательно отказавшаяся от семейного счастья во имя высокой просветительской цели, идей экзестенциализма (философское направление).
Наконец, она всегда была предана своему Сартру, терпеливо переживала его посторонние «незначительные любови» и вела большую часть его дел.
Такой была она, гордо переносившая плевки в спину и принимающая удары судьбы с улыбкой на лице.

Мсье Макс

Это история французского поэта и художника, еврея по происхождению, принявшего католицизм, Макса Жакоба. Прожив свою жизнь в нищете и попав во время Второй мировой войны в концентрационный лагерь, он был жестоко предан своими известными друзьями и знакомыми (в их числе был знаменитый Пикассо). Фильм Габриель Агион о трагичной судьбе гения показал, как мужество и внутренняя чистота способны сломить жестокость и остаться в сердцах людей памятью о светлом человеке.

Самая значимая линия: социальные проблемы

И все же, несмотря на весомость всех картин фестиваля, два документальных фильма – «Welcome Europe» (реж. Брюно Ульмер) и «Бассейн принцесс» (реж. Ульрике Франке, Михаэль Ликен) – ведут самую значимую и острую линию – линию социальных проблем, актуальных не только для Европы, но и для всего человечества в целом. Это кино о жизни молодежи и нелегальных эмигрантов, кино, показывающее лица и проблемы реальных людей.

Welcome Europe

Мы привыкли считать Европу центром культуры, магическим местом, сердцем цивилизации. Само слово «Европа» стало для большинства людей нарицательным, оно как вестник другого мира, более упорядоченного, желаемого и чистого. А вот та же самая Европа, но уже с другой стороны, с той, какой она предстает для нелегальных эмигрантов: «Здесь каждый плавает в своем океане. Мы думали найти здесь рай, а нашли ад и нацистов. Многие здесь считают, что я не имею права даже дышать с ними одним воздухом. Вся эта красота – для них, но не для нас. Приют для эмигрантов похож на конюшню, мы мечтали помыться. Здесь, в самом центре Европы, у меня завелись вши. Нам твердят, что жизнь – это борьба, но когда же она закончится?!»
А вот еще один парень из Марокко, который в 16 лет отправился в чужую страну без документов, но с надеждой: «Для меня Европа – смысл жизни, я уехал зарабатывать. Отец и мать даже себя прокормить не могут, я должен отсылать им деньги».
Это люди, которые ходят по европейской земле, встречаются на улицах Германии, Франции, Италии, и в то же время, это люди, которых нет, их попросту не существует для государства. Как они живут? Где работают? Примерно так: коробка под мостом служит им хижиной, помойка – едой. Кто-то продает наркотики, кто-то ворует, многие – находят клиентов и удовлетворяют их сексуальные потребности.
«Я часто думаю, что самое ужасное здесь – отсутствие чувств. Здесь некому сказать: «Ты себя позоришь!». Кругом разврат: в Париже, Риме…Но мужчина должен оставаться мужчиной. Я должен присылать деньги своей семье. Вообще, быть мужчиной – нелегкая обязанность. Но когда видишь, как мальчик или мужчина уходит с другим мужчиной, чтобы удовлетворить его потребности, становится стыдно. Я не могу зарабатывать деньги таким способом. Я же мужчина, а не проститутка!» - говорит один турок.
К сожалению, таких там мало. Большинство, обходясь без пищи и сна первые 3-4 дня, на 5-ый начинают искать хоть какой-то способ заработка и находят этот, самый унизительный, но единственно доступный.
«Я не спал уже 4 дня. Все время думаю о своей семье, хочется еще хоть раз их увидеть. Но, боюсь, это несбыточная мечта. Сейчас я даже не понимаю, кто я, мужчина или женщина. Когда же это все кончится..»
Весь фильм вы живете жизнью этих людей, видите мир их глазами. Это люди, сидящие перед камерой и открывающие вам свою душу. А между этими откровениями и тяжелыми монологами возникают картины их реальной жизни.
В течение всего показа камера постоянно останавливается на их уставших, иногда отчаявшихся глазах. И все же они часто смотрят в окно: в метро, автобусе, поезде; они ищут там надежду.
«Я приехал изТурции, но по национальности я курд. Известно, как в Турции относятся к курдам. Долгое время я занимался там политикой, потом меня начали пытать. В 1993-94 годах людей просто убивали на улицах. Я не хотел уезжать из свой страны, хотел бороться, но начали угрожать моей семье, пришлось уехать. Теперь я в Германии. И когда я иду по улице, многие принимают меня за вора, грязного и оборванного. Но они не видели мою душу…»
Так что же такое Европа? Иллюзия? Фантом? Утопия? Понятно только, что не все так однозначно, как кажется. И чем выше будут подниматься флаги Европейского союза, тем беспощаднее будут контрасты внутри этого мира.
«Человечество потеряло свое достоинство, и здесь, в центре Европы, мне стало впервые стыдно. Ясно только одно – чтобы одни могли жить, другие должны умереть».

Бассейн принцесс

15-16 лет - самый опасный и трудный возраст. Этот переломный рубеж играет одну из центральных ролей в картине.
3 девушки, 3 разных и одновременно похожих жизненных линии. В 15 лет одна из них, Клара, уже успела попробовать все виды наркотиков, ведь первая доза - бесплатно. Тануча любит «тусовки», а Нина встречается с парнем, который старше ее на 5 лет.
15-16 лет – возраст, когда люди еще не знают, как они хотят жить, что хотят делать; это возраст, когда они начинают играть во взрослых. А правила игры зависят именно от последних.
Мать Клары – алкоголичка, ее две главные заповеди для дочери: «Никакого героина и никакой беременности».
Тануча живет с матерью, которая делает вид, что интересуется делами своего ребенка.
У матери Нины – отдельная семья, девочка живет с отцом.
И здесь невольно начинаешь задумываться, что главные трудности переходного возраста связаны не только с неустойчивой психикой подростков. Очень часто у последних просто нет точки опоры, ориентиров в лице внимательных родителей. «А ведь иногда так хочется, чтобы тебя кто-то направил, подсказал, какая из дорог твоя» - говорит Клара.

Фильмы «третьего кинематографа»

Так франко-немецкий фестиваль «Встречи с ARTE» громко заявил об острых проблемах. И можно с уверенностью сказать, культурный европейский канал транслирует фильмы «третьего кинематографа» - фильмы «борьбы», фильмы, способные превратить пассивного массового зрителя в активного участника и собеседника.

Организаторы фестиваля - Посольство Франции в России, Французский культурный центр в Москве, Посольство Германии в Москве и Немецкий культурный центр имени Гете.

Екатерина КОСТЕРИНА