Страна души для меня
В переводе «Абхазия» - «страна души»

—«ДЭвушка, куда вы идете? Страховку сначала оформЫте! Без нее не пустЫм», - такими словами меня встречает абхазский пограничник. И мне приходится платить в «казну» 10 рублей за каждый день пребывания, однако, чтобы сэкономить, я решила сообщить «страховщику», что еду всего на 3 дня, ведь в прошлом году на выходе страховку не проверяли… Да и как-то слабо верится, что этот зеленый кусочек бумаги дает какие-то гарантии. Ну, ладно! Застраховалась. А уже рядом с этой «ритуальной будкой» меня ждут мои ближайшие абхазские друзья. Каждый год мы встречаемся на этом месте. Как же я по ним соскучилась!

Природа и окрестности

Леса. Поляны. Горы… Пока мы едем в Гудауту, некоронованную столицу Абхазии, я постоянно размышляю о том, что изменилось по сравнению с прошлым годом. А что поменялось? Появилось большее количество построек по стандарту «евро», иномарки на дорогах встречаются значительно чаще. В основном такая тенденция прослеживается в Гагре и Сухуми. Это и понятно, ведь отдыхающих там больше, следовательно, и доходов. Хотя в этом году туристов меньше. Да, телевизор посмотрели… и уж точно сюда ни ногой.

Черное - черное море…

Уж что не меняется пока в Абхазии, так это прозрачное и нежное море. Сильных волн на побережье нет, встречаются только маленькие гребешки, да и то ближе к вечеру. Прихожу утром к соленой водичке, а тут тишь и благодать, еще и людей практически нет. Плыву, думаю о своем, о девичьем… Так пару раз и уносило меня все ближе к берегам Турции.

Но во время военных действий в соседнем регионе ситуация чуть изменилась. Лежу, загораю, а над морем один за другим летают самолеты-вертолеты. Если давно ничего не пролетало над головой, то это уже как-то подозрительно для нас. А чуть позже нас еще начали «оборонять» военные суда, «расставленные» вдоль всего абхазского побережья.

И несмотря ни на что, самое шикарное море – это ночное. Янтарная лунная дорожка, идущая издалека и сужающаяся у берега, ярко освещает траекторию моего заплыва. Все как в романтических фильмах.

Плюс к этому можно увидеть свечение внутри воды. А это фитопланктон - водоросли такие особенные. Бултыхнешь рукой или ногой, и эти «светлячки» летят на поверхность. Они появляются в конце лета — начале осени, в период самой теплой воды и время расцвета планктона. В 1 литре воды у поверхности обычно насчитывается от 10 тысяч до 10 миллионов клеток фитопланктона. Поскольку они очень маленькие, то этому огромному их числу соответствует совсем ничтожный вес: 1 миллион клеток черноморского фитопланктона весит всего полграмма.

Новый Афон

9 августа – это великий день для Абхазии, когда жители собираются на празднества в честь Целителя и Святого Пантелеймона. Люди в Новоафонском монастыре молятся на коленях, сидя, стоя. Здравия они просят у Всевышнего. Я первый раз в жизни вижу и слышу, как толпа хором, вместе с батюшкой, читает «Отче наш», а потом чинно шествует вокруг храма.

Но это первая часть мероприятия. Далее следует трапеза. Распахиваются двери монастырской столовой, где уже накрыты длинные столы, и каждый желающий теперь может зайти сюда и «откушать». В каждой тарелке — кусок жареной рыбы, хлеб, яйцо и самое традиционное блюдо абхазцев — мамалыга. Рядом стакан столового красного вина. Общие блюда наполнены вареной кукурузой, арбузами, дынями… Еды, вроде, не так уж и много, но хватает всем: а сюда приехали и бедные, и богатые. И как столько желающих тут уместилось? Для меня это остается загадкой.

Еще одно мое любимое место в Абхазии – это Новоафонская пещера. Какой-то особой энергетикой я там заряжаюсь, да и дышится мне лучше - здесь свежее. Ведь нам, сибирякам, все-таки лучше морозы, чем безумная жара.

Сажусь в вагонетку (очень напоминает московское метро), и через 2 минуты уже оказываюсь у железной двери, перед входом в первый зал. Всего для туристов открыто шесть залов, хотя еще существует два помещения, в которых работают исключительно ученые-исследователи. Самым большим залом пещеры является «Зал спелеологов» (назван в честь первооткрывателей и первых исследователей-спелеологов из Института географии, работавших вместе с абхазскими коллегами). Его длина составляет 260 метров, высота – около 50 метров, ширина – до 75 метров.

Приглушенный свет, тихая и спокойная музыка, которая соответствует духу пещеры, расслабляют меня. Иду по скользкой тропинке, цепляясь за перила, чтобы не упасть, и рассматриваю эти уникальные наросты: сталактиты, «сосульки» на потолке; сталагмиты, минеральные образования на полу, и огромное количество сросшихся сталактитов и сталагмитов. Оказывается, за 1 год эти чудеса природы вырастают всего на 1 миллиметр. Страшно представить, сколько они уже растут…

В последнем зале «Апсны» (что в переводе с абхазского «Абхазия») мне встречается «скульптура», напоминающая нашего «столбовского деда». И ракурс тот же… Родина, родина, никуда от тебя не денешься!

Главное — это люди…

…Дружба наших семей длится уже очень много лет. Подруга моей мамы вышла замуж за абхазца (причем свадьба была в Красноярске, где они оба и учились), через несколько лет их семья Пилия переехала на малую родину мужа, где сейчас и живут.

Я заметила, что кавказские семьи довольно большие. Вот и у моих она немаленькая. Асида, средняя дочь, закончила консерваторию в Казахстане, а теперь живет в Америке со своей семьей и воспитывает сынишку. Младший сын Беслан учится на экономиста в Североосетинском государственном университете. Влада – старшая дочь, у которой подрастают двое замечательных детишек: Игнат (довольно серьезный мальчик) и Катюша (наша первоклассница, которая найдет выход из любой ситуации, вот только пока ни с кем не договорилась, чтобы домашние работы «делались сами»…). Теня (так его зовут в семье), муж Влады, воевал в абхазо-грузинскую войну, поэтому его рассказы о боевых действиях и комментарии о происходящем сегодня мы все с интересом слушаем.

Вообще, находясь в Абхазии, я поняла: тут либо все родственники, либо друзья, либо… Короче, родственников все равно больше… Обо всех и не расскажешь: запутаешься, кто чей сын или дочь.

Водная «катастрофа»

…Как раз со дня моего приезда в Гудауту холодная вода в водопроводе стала идти только до обеда (про горячую вообще молчу: почти не было ее). У них, конечно, есть бак, который периодически заполняется, но его на все не хватает (зато, когда он включен, и под «красненькой», и под «синенькой» крышечкой бежит водичка). Но самое смешное, что точно такая же ситуация была и в прошлом году. Поэтому решение вопроса было уже известно: набирать утром воду во все емкости, какие только возможно. Чем мы собственно и занимаемся. Так сказать, «пунктик» у нас такой возник.

Выйдешь из кухни во двор, неправильно впишешься в поворот, локотком взмахнешь неудачно, и все… три литра «золота» льются на пол. Жаль… Да, еще и оправдание перед всеми нужно готовить… Да я уж это так… утрирую…

… Но пару раз все-таки мы устраивали «день шика», когда и холодная, и горячая вода присутствовали в нашей жизни. Вот оно счастье!

И все-таки война рядом

13 августа. Около 02: 30 ночи. Я вскакиваю и понимаю, что где-то совсем близко стреляют. Пять выстрелов залпом. Детский плач. Единственное, что сейчас мне приходит на ум, так это то, что нам пришел конец... Ощущения непередаваемые. Меня трясет. Заснуть не могу остаток ночи. Лежу и боюсь пошевелиться. Все вроде успокаивается, но не моя психика.

На следующее утро все, как обычно, завтракаем. Тут и выясняется, что вся «пальба», которую я слышала ночью, — это покушение на местного прокурора. На фоне войны кто-то из абхазцев решил с ним свести счеты. Слава Богу, что никто не пострадал, только стекла дома…
Вообще тема войны в Южной Осетии обсуждается каждый день и каждый час в Абхазии. Оно и понятно: уж в очень похожих условиях эти регионы.

…Подхожу к санаторию «Черноморец» и вижу: мужчины, парни толпятся около какого-то маленького здания. Оказывается, это местный военкомат. Абхазцы-добровольцы не хотят, чтобы подобная участь ожидала и их, и готовы всеми силами помогать осетинам и защищать свою Родину!

P.S.: Новость о том, что Южная Осетия и Абхазия признаны независимыми Россией, я узнала уже в Красноярске. Я искренне рада за них. А сами абхазцы по этому поводу говорят: «Главное – что нас признал Медведев». Как мне сообщили мои друзья, в этот день развевались одновременно три флага: абхазский, южноосетинский и российский.

Да, кстати, а страховочку-то у меня на обратном пути спросили. Ах, как жаль, что она у меня закончилась 22 дня назад! Пришлось рассказывать сказки о том, как она «завалялась» на дне чемодана, и просто улыбаться.

Александра Овдина