Полёты наяву
При факультете транспорта СФУ будет создана группа экстремального вождения

Доводилось ли вам когда-нибудь лицезреть летающие внедорожники или грузовики, карабкающиеся почти по отвесной стене? В том, что это не фантастика, а реальность, убедились все, кто приехал в минувшие выходные на фестиваль технических видов спорта «Русские Горки», посвященный Дню автомобилиста. Логично, что главный закопёрщик захватывающего дух шоу, генеральный директор спортивно-технического клуба «Экстремал» – выпускник автотранспортного факультета КГТУ и самый безбашенный гонщик в крае – Андрей Китаев. Это он в конце 80-х – начале 90-х годов вёл автомобильную секцию и сам регулярно и успешно выступал на краевых и региональных соревнованиях под флагом Политехнического института. Похоже, традиция возрождается.

Но вернемся, собственно, на место события. В первый день фестиваля на трассе джип-триала померялись силами 16 экипажей. Триал – это не гонки. Главное здесь – не скорость, а умение преодолеть непроходимое, на первый взгляд, препятствие и при этом не сбить и даже не коснуться ограничительных вешек. За каждое такое нарушение – штраф. В «Русских Горках» приняли участие экипажи на очень разных машинах: от крохотного, переделанного в этакую «табуретку на колёсиках» «Suzuki Jimny» до неповоротливых в условиях экстремального бездорожья длиннобазных «Nissan Terrano» и «Ford Maverick». Но первые места и в классе стандартных машин, и в классе переделанных аппаратов завоевали водители отечественных УАЗов – Андрей Землянко (№88) и Вадим Карноухов (№38).

Главными событиями дня второго стали показательные выступления элитного подразделения спецназа внутренних войск и демонстрация внедорожных возможностей тяжёлой техники. Казалось, что полноприводные КамАЗ-4310, ЗиЛ-131 и ГАЗ-66 не может остановить никакое препятствие, кроме разве что вертикальной стены оврага.

Этот автомобильный праздник в День автомобилиста стал особо знаковым ещё и потому, что практически точно совпал со 110-летием автомотоспорта в России. Ведь самая первая в нашей стране «гонка моторов» состоялась под Петербургом 11 (24) октября 1898 года.

Нынешние «Русские Горки» впервые проходили при поддержке Сибирского федерального университета. Неугомонный Китаев постарался разнообразить студенческую автожизнь. Он обратился к руководству университета с предложением создать при факультете транспорта ПИ СФУ группу «Экстремал», в которой будущие профессионалы-инженеры не только получали бы теоретическую, практическую подготовку, но и могли уверенно участвовать в показательных выступлениях, соревнованиях, автошоу.

– Я побывал на приёме у руководства СФУ, и оно одобрило мою идею, – говорит А. Китаев. – Тем более, что нам не приходится начинать с нуля: все имеющиеся в спорттехклубе «Экстремал» автомобили будут использоваться в процессе обучения. Хочется, чтобы студенты более глубоко познавали транспортное средство, возможности управления, техническую базу и т.д. Достигнута предварительная договоренность, что на первых порах СФУ финансово будет помогать готовить студенческую команду автогонщиков, а далее мы сами постараемся зарабатывать средства на развитие. Сегодняшние «Русские Горки» – первый шаг в совместном проекте. Студенты СФУ здорово помогли нам в организации и проведении гонок и показательных выступлений: участвовали в судействе, были задействованы в оцеплении. Кстати, на старт скоростной гонки выезжали и несколько выпускников Политехнического института на своих личных автомобилях.

На «Горках» побывали Вера КИРИЧЕНКО (текст) и Анна ШАЛАМОВА (фото)