Экономисты «нового поколения»
Бюджет проекта сетевого комплекса учебных лабораторий – более 100 млн рублей

В Институте экономики, управления и природопользования СФУ в настоящее время идет подготовка к запуску современной информационной системы – Сетевого программно-технического комплекса учебных лабораторий. Запуск планируется в конце ноября. Какие возможности появятся у студентов? Об этом наш корреспондент беседует с деканом заочного экономического факультета ИЭиУП Анной Робертовной Семёновой.

– Ключевое преимущество создаваемой системы – возможность смоделировать в процессе обучения ситуации, возникающие в ходе реальной работы предприятий того или иного профиля. То есть образовательный процесс будет строиться на реальных кейсах и использовать те же информационные инструменты, которые применяются в повседневной работе предприятий. Такое практико-ориентированное образование сегодня наиболее востребовано на рынке труда. Наши выпускники и сейчас занимают ключевые посты в различных коммерческих организациях и государственных структурах. Однако уповать на прежние достижения факультета без каких-либо инновационных преобразований нельзя. Реалии современного мира требуют формирования электронной образовательной среды, а также перехода к проектным формам обучения с акцентом на практическую составляющую. Это должно повысить мобильность и доступность образования, стимулировать творческий подход в процессе обучения. Кроме того, перед нами стоит задача сформировать университетские научно-предпринимательские кластеры. Поэтому сейчас все усилия факультета направлены на создание новой территории инновационного развития экономики знаний.

– Насколько широко в настоящий момент применяются информационные образовательные системы в российских вузах?

– Опыт использования отдельных ИТ-систем в учебном процессе есть у достаточно большого количества вузов, однако комплексных систем обучения, способных дать целостное представление о том, как управляется современное предприятие, до последнего времени просто не существовало. СФУ наряду с ведущими московскими вузами является одним из первопроходцев в этой области. В числе новаторов и Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, где сейчас завершается развитие проекта «Сетевая учебная корпорация». Схожий по идеологии проект реализуется в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина.

Очень важно, что инновационный проект развития образовательной среды реализуется здесь, в Красноярске. Мы сможем создать хороший кадровый резерв – для экономического развития региона, повышения конкурентоспособности сибирских предприятий. Наш опыт будет своеобразным полигоном для апробации новых подходов к обучению. Мы надеемся, что разработанные в рамках проекта технологические решения будут интересны и другим факультетам.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее, что представляет собой новый комплекс.

– Как уже было сказано, сетевой комплекс учебных лабораторий включает специализированные прикладные программные приложения, которые используются современными предприятиями. При его развертывании использованы самые передовые технологии, существующие на сегодняшний день.

Среди них технология виртуализации. Смысл ее в том, что программы для обучения установлены не на компьютеры пользователей, а выполняются на серверах. При этом можно запускать несколько приложений одновременно. Таким образом, помимо экономии вычислительных мощностей, можно получить целый ряд преимуществ. Значительно облегчается управление всей технологической структурой. Поддержка системы не требует больших ресурсов. Преподавателям и студентам станет проще и удобнее работать. Если даже самый необученный пользователь сделает какую-то «фатальную ошибку», у нас есть возможность скопировать эталонную виртуальную машину заново, причем данная операция восстановления рабочего состояния займет всего несколько минут, в то время как при традиционных восстановлениях сервера и рабочих машин на это уходят дни, а то и месяц. Что важно – система предусматривает доступ к обучающим программам с разных компьютеров. Другими словами, можно выбрать любой свободный компьютер, имеющий выход в Интернет (даже за пределами вуза), подключиться к системе и начать обучение именно с того момента, когда оно было закончено в прошлый раз.

– Преподаватели СФУ разрабатывали комплекс совместно со специалистами компании IBS...

– Да, и мы продолжаем работать вместе – готовим необходимую документацию, разрабатываем программы обучения: курсы лекций, лабораторные задания, проверочные тесты и другие материалы. Мы будем обучать студентов работе с семью наиболее распространенными информационными системами, используемыми российскими предприятиями. Студентам придется решать те же самые задачи, что решают экономисты предприятий. Более того, предусмотрено обучение даже в таких новых для российской практики управления финансами областях, как построение сложных систем бюджетирования, формирование отчетности по международным стандартам, построение систем сбалансированных показателей и многих других. Наличие таких знаний нечасто встретишь и у экономистов-практиков со стажем, а наши выпускники будут не только теоретически подготовлены, но и смогут ориентироваться в возможностях управленческих систем, получат практический опыт работы с ними.

Вера КИРИЧЕНКО